Екатерина Панченко (род. 1991, Москва)
Я окончила дефектологический факультет Московского педагогического государственного университета по специальности «Олигофренопедагогика и логопедия». Работала экскурсоводом, но предпочитаю формат медиации — он предполагает больше возможностей для дискуссии и обратной связи. Была медиатором на выставках «Здесь и сейчас» в Манеже и на IIIБиеннале искусства уличной волны «Артмоссфера» на «Винзаводе». Иногда посетители, для которых я проводила медиации или экскурсии еще на прошлых выставках, узнают меня и подходят как к старой знакомой.


Итак, мой «Дневник». Я постараюсь разбить рассказ по дням. В некоторые дни люди были необщительны, поэтому на разные дни разное количество строк.

9 марта

Первыми посетителями, которые пришли на выставку в мою первую смену, были деловой, скептично настроенный мужчина средних лет и его молчаливая жена. Она слушала с интересом, в то время как ее супруг брезгливо смотрел на ленты Каролине Х. Ларсен из инсталляции «Коллективные нити» и вполуха слушал про выставку. «Это зачем вообще?» — спросил он, глядя на пряжу для вязания. После пояснения мы сели делать куклу из пряжи, он с большим удовольствием сделал ей косичку. Диалог с его женой продолжил другой медиатор.

«Ну ладно. Свои 500 рублей он хоть здесь стоил», — почесывая подбородок билетом на ретроспективу Рашида Араина, сказал он, явно имея ввиду «Гараж». Поблагодарив, он ушел довольный, куклу предпочел взять с собой т.к., по его словам, «он старался, а кто знает не выкинут ли ее после выставки». Говорить о выставке не захотел. Я предпочла его не расспрашивать и не выводить на диалог. Право молчать — это тоже большая свобода, которую следует уважать.

Был мастер-класс с Каролине Х. Ларсен. Все были в восторге. После мастер-класса к инсталляции microsillonsподошла группа школьников-подростков, обрадовавшихся чаю. Когда оказалось, что нужно говорить о политике и искусстве, они обрадовались еще больше. Они бойко прыгали с темы на тему, отвлекаясь на совершенно сторонние мысли. Беседа вышла увлекательной. Им понравилась идея феминистского музея, в котором будут представлены работы различных художниц. Сколько будет женщин среди работников музея, по их мнению, не важно. Пришли к выводу, что искусство может служить демократии т.к. в принципе может служить политическим целям (при обсуждении политики и искусства все всегда вспоминают об агитационных плакатах). 30 марта приходила одноклассница одного из школьников, которые приходили тогда 9 марта, передавала мне личный привет. Боже, как мило!

14 марта

На инсталляции microsillons «Кафе “На лестнице”» мыс двумя девушками выбрали кружку с малопонятным трудным вопросом: «Может ли художник стимулировать ситуацию по нисходящей?» Чтобы разобраться, нашли вопрос на английском и пример к нему на русском. Оказалось, имеется ввиду акция или перформанс, который не идет к кульминации, но начинающийся с нее и затем тихо нисходящий. Подобную акцию достаточно трудно провести, поскольку сама структура ее будет непривычна. Во-вторых, кульминационный момент является одним из самых эмоционально захватывающих и интересных, поддерживать после него внимание участников и публики, суметь держать их в напряжении трудно.