Дневник Алевтины Анисимовой
Алевтина Анисимова (род. 1995, Петрозаводск)
Я окончила Петрозаводский государственный университет по специальности «Педагогическое образование: английский и немецкий языки». Являюсь стажером «Гаража» с сентября 2018 года. Работала модератором на проекте «Арт-эксперимент. Чудо света». Основной интерес на данный момент — возможности использования педагогического опыта в музейном пространстве.
Поскольку я включилась в проект позже большинства медиаторов, мне было немного (очень) страшно. Страх того, что я кого-то подведу, с чем-то не справлюсь и т.д. присутствует в моей голове всегда, особенно когда я начинаю слишком много думать (в данном конкретном случае — о том, каким медиатор вообще должен быть и насколько я подхожу на эту роль). С каждой сменой становилось чуть легче и спокойнее, потому что постепенно приходило осознание: не все люди готовы вступать в диалог, не каждому хочется делиться мыслями с незнакомым человеком, а у кого-то просто-напросто нет свободного времени, чтобы остаться в пространстве подольше, и нельзя винить себя за все вышеперечисленное. Конечно, всегда приятно, когда люди изначально настроены на коммуникацию, например, диалог за кружками в моем случае чаще всего инициируют сами посетители, поэтому такие разговоры случаются редко, но это не отменяет их ценности. Признаюсь честно — мне комфортнее разговаривать с людьми вне «лестницы», и такие разговоры получаются даже более насыщенными, поскольку люди не чувствуют привязки к конкретному вопросу, будто их мнение интересно просто так, а не в рамках отдельного проекта.
Удивительно, насколько охотно люди делают кукол Линды. Также удивительно, насколько разные люди по-разному оценивают проект. Например, одна женщина в разговоре со мной высказала мысль о том, что партиципаторные проекты не должны быть временными, грубо говоря — чтобы человек мог через десятки лет приходить и видеть то, что он когда-то оставил в музее. Также ей показалось, что человеку в нашем пространстве легко сосредоточиться, а когда человек на чем-то сосредоточен, он делает то, что умеет, и это не дает ему раскрыть свой творческий потенциал. Задумалась.
Мужчина предложил интересный вариант включения публики, что-то вроде сломанного телефона: медиатор взаимодействует с одним человеком, рассказывает про проект и так далее, и уходит. Человек же не может покинуть пространство, пока не расскажет кому-то другому, и так далее. Но тогда встает вопрос: зачем нужны медиаторы, если публика может взаимодействовать сама с собой? И нужно ли все-таки это взаимодействие как-то контролировать?
Проект медленно, но верно подходит к концу, и сопутствующая рефлексия неизбежна. Если в самом начале мне казалось, что мне не хватает искусствоведческого/культурологического бэкграунда, чтобы быть медиатором, то сейчас я понимаю, что это в каком-то смысле мне даже на руку (хоть проект и выступил для меня толчком, чтобы этот бэкграунд получить, ибо без него тоже никак). Почему? Может, это прозвучит странно, но некоторым посетителям было удивительно, но приятно услышать, что я не имею профильного образования в сфере искусства. Если говорить о молодых людях (студентах и выпускниках школ), то моя история их очень вдохновляла. Музеи до сих пор воспринимаются некоторыми людьми как что-то элитарное, и когда люди слышат, что я несостоявшийся педагог из другого города, они начинают понимать, что образование — не клеймо на всю жизнь, и что и они могут оказаться в музее, если сами того захотят.
К концу проекта я полюбила разговоры за кружками. Больше всего мне нравилось наблюдать за тем, как люди постепенно все больше открывались и доверяли. Если в начале разговора многие боялись, что за их мнение их осудят (в частности, это касалось кружек про феминизм и разнообразие общества), то к концу диалога не стеснялись высказываться открыто, а порой и резко. И как бы мне ни нравилось общаться с людьми в рамках проекта, в «Кафе на лестнице» я вижу свою главную неудачу: диалоги очень редко выстраивались в соответствии с вопросами на кружках и скакали из одной области в другую, поэтому все то ценное, что я получила из этих диалогов, ценно для меня, а не для художников, музея. В любом случае, я благодарна проекту за знакомство с большим количеством совершенно разных, но таких интересных людей. Иногда я чувствовала себя так, будто мы правда делимся друг с другом энергией, а не просто пьем чай и общаемся. Многих из этих людей я действительно запомню надолго.
А вообще, как мне кажется, мне удалось найти свой ответ на вопрос о том, каким должен быть медиатор. Медиатор не должен навязываться, не должен пытаться «закормить» людей тоннами информации, особенно если они не готовы общаться с незнакомым человеком. Медиатор — человек, который должен уметь быть разным, принимать во внимание то, с кем он ведет диалог: постоянный ли это посетитель музея или же человек случайно зашедший, который спасался от дождя в парке? Как конкретному человеку проще воспринимать информацию — на слух или тактильно? И т. д. Это человек, который вдохновляет. И таким человеком хочется быть, хочется к этому стремиться.