Варвара Кудлай 
В прошлом году окончила факультет журналистики МГУ, работаю в книжном издательстве, занимаюсь независимыми театральными проектами. «Арт-эксперимент. Вы в эфире» для меня не первый опыт сотрудничества с Музеем «Гараж»: я также принимала участие в прошлогоднем «Арт-эксперименте. Чудо света» и работала на семейном фестивале «Гараж до 18». Особенно интересуюсь партисипаторными практиками в современном искусстве.


Десятимесячная Лиза во время моей самой первой медиации на мастер-классе «Алхимия ароматов» отреагировала на запах «Чистая кожа»: «мэук». 

Думаю, художница Сиссель Толаас, которая занимается разработкой специального языка для описания запахов, точно пришла бы в восторг. 

Волнуюсь перед первой медиацией: не генерировать экспертность, вести диалог со всеми в группе, шутить, учитывать оптику и настроение каждого посетителя, — мои тревоги растворяются, когда я вступаю в диалог с первой группой и все получается. Попавшие в мир запахов, увлеченные своим первым парфюмерным опытом, посетители определяют ароматы с помощью ассоциаций: «”Электрический банан” так назван, потому что банан и электричество одинаковой формы”, “Озон” — холодный, “Лунный камень” — фиолетовый». Потом было много разных групп, и каждый раз — разные определения, разные ассоциации, разные ольфакторные инсайты. Улыбка на лице восьмилетнего мальчика от расслышанных в аромате ноток грейпфрута, беседа со снобистски настроенным биологом об иммунных типах человека, удивление посетителей от столкновения с прустианским эффектом — все это навсегда приятно зафиксировалось в моей памяти запахами этого мастер-класса. 

Во время проекта я много думала о формате медиации — о том, как горизонтальность коммуникации, отсутствие назидательно-ученого академического тона раскрывает посетителя, дает ему свободу, пространство для собственных мыслей и рефлексий, настраивает его на диалог, в результате которого рождается что-то новое, интересное, что не могло бы быть возможным при одностороннем академическом потоке со стороны экскурсовода.

Для меня «Арт-эксперимент. Вы в эфире» стал не только крутым медиаторским опытом, но и изменил мое отношение к запахам, их восприятию, лексике, которую мы используем, говоря о них. В перерыве между медиациями друг написал сообщение: «Вышел новый альбом моей любимой группы. Послушай». А я поняла, что «профессиональная деформация» достигла таких масштабов, что теперь я не могу употреблять и воспринимать слово «слушать» вне ольфакторного контекста. 

Мне кажется, я до сих пор живу энергией, которую дал мне этот проект.