Привет, дневник!

Мне очень повезло, я начала календарный год с работы мечты. Так что все описанное ниже можно смело назвать «Записки счастливого человека».

Тут я немного буду хвастаться своими впечатлениями и расскажу несколько наблюдений. Stay tuned!

Пару слов про подготовку: к проекту, который длился 11 дней, мы готовились почти два месяца. Занимались с коучем по технике речи, репетитором по английскому языку, проводили самостоятельные ресерчи по представленным на проекте художникам и выступали с презентациями, встречались с кураторами, встречались с художниками, очень много встречались друг с другом, съели тонну пиццы, расширяли запаховый кругозор. Полное беспощадное погружение и море приятных ощущений. Но давайте о работе на самом проекте.

Быть проводником в мир запахов — очень приятная ответственность, ведь от твоей интерпретации зависит не только восприятие запахов, но и само обнаружение их спектра.

У нас во входной зоне было упражнение на раскачивание ольфакторной фантазии: мы описывали две картины и скульптуру, а потом фантазировали на тему запахов, которые могли бы эти произведения искусства сообщать. Дальше мы слушали ароматы, подготовленные парфюмером Анной Агуриной специально для нашего проекта. Интересно, что чем подробнее мы описывали произведения, тем больше запахов угадывали посетители. Больше всего меня поразил посетитель, услышавший навозную ноту в букете ароматов к картине «Купчиха», где большинство гостей, кроме сладкого запаха фруктов и цветов, ничего не различали (а там действительно присутствовал цибет, добавленный для создания телесно-фекальных нот). Были дети, почувствовавшие запах огурца в букете к картине Юрия Купера, где на самом деле был мокрый ревень. Именно этот аромат не удавалось распознать ни одному взрослому. Еще внезапно осознала, что ни один человек не предположил, что картины пахнут акварелью или акрилом, мы сразу мыслили образами, наделяя запахами изображенные объекты — этот опыт показывает, насколько хорошо работает наша фантазия.

Разное восприятие запахов и образов говорит о том, насколько мы все непохожи и как это на самом деле здорово. В скульптуре Тони Крэга посетители видели многое: начиная от природных форм — каньоны и грибы — и заканчивая имбирным печеньем и шоколадом.

Из поразительного: дети дают совершенно неожиданные запаховые ассоциации. Перед началом выставки я несколько волновалась, что дошкольникам будет скучно, они не смогут различать такие сложные ольфакторные композиции, им будет тяжело их обсуждать. Но в итоге я была очень приятно удивлена их интересом и небанальными ассоциациями: там, где взрослые искали что-то логичное, дети невозмутимо сообщали: «Пахнет лягушками, жареным мясом и болотом». Такой уверенности можно только позавидовать. Эти признания вдохновляли взрослых тоже на небанальные ассоциации, и у нас получались невероятные диалоги.

Хочу поделиться одним лингвистическим наблюдением. Сразу со входной зоны я предлагала гостям отказаться от таких привычных категорий запахов, как приятные и неприятные, попробовать получить более чистый опыт без культурных стереотипов. Не совсем получилось. Даже я сама постоянно спотыкалась о желание охарактеризовать запах как приятный/неприятный или, в лучшем случае, как отталкивающий/притягательный, что, в общем, одно и то же. Так что культурные коды победили, но мы хотя бы попытались!

Очень надеюсь, что наш проект позволил многим впустить в свой мир запахи как способ познания мира и средство, позволяющее ярче выразить собственные эмоции и чувства. Мы все немножко стараемся прислушаться к своему обонянию, когда выбираем духи или пробуем новое блюдо. Но наши ольфакторные возможности гораздо шире: с их помощью мы можем управлять воспоминаниями; окружать себя запахами, улучшающими наше физическое и эмоциональное самочувствие; собирать архивы запахов существующих или даже утраченных объектов. Позволить себе больше экспериментировать с миром вокруг. «Арт-эксперимент» вот уже десять лет вдохновляет и побуждает. Спасибо за этот опыт. И спасибо за возможность помогать в получении этого опыта посетителям Музея «Гараж».