Зинаида Бонами «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба»

  • ЯзыкРусский
  • Тираж1500
  • Страниц312
  • ОбложкаМягкая
Купить книгу
Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»

Герварт Вальден (1879–1941) — один из лидеров европейского авангарда начала ХХ века, основатель интернационального движения экспрессионистов. Издатель популярного немецкого журнала «Штурм» (Der Sturm) и владелец одноименной берлинской галереи. Первая отечественная биография Вальдена представляет его масштабную деятельность за утверждение нового искусства как один из ранних опытов кураторства. В основе повествования несколько интригующих сюжетов этой необычной судьбы: в частности, рассказ о поисках архива Вальдена, привезенного в Москву, когда он навсегда покинул Германию в начале 1930-х. Отдельная глава отражает особую тягу героя к России и русской культуре. Среди участников «проекта» Вальдена — Василий Кандинский, Марк Шагал, Михаил Ларионов, Наталия Гончарова, Соня Делоне…

Внимание читателей акцентируется также на гендерном аспекте выставок его галереи, где креативность женщин-художниц никогда не подвергалась сомнению. Карьера Вальдена — куратора современного искусства, утверждает автор книги Зинаида Бонами, оборвалась незаслуженно рано. Он многого не знал о подводных камнях профессии, которая сформируется уже во второй половине ХХ века. Разрыв с художниками своего круга стал главной коллизией его жизни.

Книга содержит обширные цитаты архивно-следственного дела Герварта Вальдена, незаконно репрессированного НКВД весной 1941 года. В приложении впервые на русском языке публикуются полемические статьи и эссе Вальдена в защиту нового искусства. Текст иллюстрирован репродукциями художественных произведений, размещенными на страницах журнала «Штурм».

Посмотреть содержание и прочитать фрагмент книги.

Об авторе

Зинаида Бонами (род. 1953, Москва) — музейный работник и музеевед, автор и организатор многочисленных художественных и литературных выставок. Заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (2001–2015). Ведет исследовательскую работу в области культурологии и теории музейного дела. Автор книг «Как читать и понимать музей. Философия музея» (2018), «Как читать и понимать выставку. Анатомия выставки» (2021), участник коллективной монографии «Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории» (2019). Живет и работает в Москве.

Галерея

Поделиться