В книге собраны фрагменты истории русского неофициального искусства 1970–2000-х.
Книга философа и теоретика культуры Виктора Агамова-Тупицына - своеобразная инвентаризация его личного архива, одного из самых богатых источников по истории русской арт-сцены последних сорока лет. Жанр этой книги определить трудно - в ней собраны интервью, письма, критические эссе, личные воспоминания автора и его соратников по кругу нонконформизма. Сам автор называет свою книгу «лоскутным одеялом» и подчеркивает, что «лоскутность - неотъемлемая часть ландшафта культуры, поскольку каждый такой ландшафт представляет собой констелляцию кластерных зон, «кругов общения». Именно в них (и благодаря взаимодействию между ними) происходит воспроизводство культуры».
Круг общения в неофициальном искусстве советского времени - не просто сообщество друзей и единомышленников, но необходимая среда для формирования и развития идей. Автор поддерживал отношения с ведущими фигурами нонконформизма - от Никиты Алексеева и Эрика Булатова, Бориса Михайлова и Андрея Монастырского до Ивана Чуйкова и Игоря Шелковского. Каждому из них посвящена отдельная глава, включающая переписку, интервью, расшифровки бесед - ценный источник информации о советском времени. Беседы были необычайно важны в эпоху застоя, когда художники и критики этого круга не могли печататься в официальной прессе; именно в кухонных разговорах создавалась и литература, и теория культуры, к сожалению, по большей части не записанная.
Есть в книге и критические замечания Агамова-Тупицына, и размышления художников о собственном творчестве и творчестве коллег (Эрик Булатов говорит о проблеме пространства и плоскости в живописи, Ирина Нахова - о целях творчества, Илья Кабаков - о Борисе Михайлове и Леониде Сокове).
В «Круге общения» отражены фрагменты истории русского неофициального искусства 1970-2000-х: Агамов-Тупицын пишет о выставках нонконформистов за рубежом и в России, о ключевых для каждого из художников жанрах, видах искусства и конкретных работах, об интерпретации их творчества в России и в мире, о метаморфозах, которые претерпели некоторые из нонконформистов после переезда на Запад. Автор затрагивает важные для существования искусства темы: противоречие между независимым творчеством и арт-рынком или индустрией культуры в современном мире, проблема возникновения «новой художественной бюрократии» и «нового официального искусства» в России, партизанские стратегии и практики в искусстве.
Тексты сопровождаются фотографиями из личного архива Агамова-Тупицына, большая часть которых публикуется впервые.
Автор признает, что «круг общения как творческая сплоченность - вымирающее понятие», но из опыта прошлого можно вынести уроки для настоящего и будущего: «По-видимому, для автономных эстетических практик нет ничего более губительного, чем иметь дело с официальными художественными и коммерческими структурами. Пришло время заняться поиском новых экспозиционных парадигм и альтернативных форм контакта с аудиторией, а также созданием своего зрителя. Ирине Наховой и другим альтернативным художникам удалось это сделать в эпоху застоя. Сейчас, на новом витке стагнации, необходимо воспользоваться их опытом».
Наряду с главами, посвященными конкретным художникам, книга содержит текст «Можно ли присвоить тотальное» - критическую реакцию на эссе Бориса Гройса «Коммунистический постскриптум», а также статью «Московский партизанский концептуализм», подборку интервью Агамова-Тупицына «Аксонометрия термина» и текст лекции «Темный музей», прочитанной автором в Лувре в 2010 году.