Книга рассматривает феномен кураторства в эпоху «информационного цунами» и перепроизводства — когда лишь тщательный отбор во всех сферах жизни способен оградить человека от пресыщения и выявить действительно необходимое.
Термин, долгое время применявшийся в искусстве, сегодня стал вездесущим, пишет Майкл Баскар. Помимо политики, экономики и СМИ, явное или завуалированное курирование которых происходило всегда, в последние годы возникло явление индивидуального кураторства, когда каждый из нас вынужден «курировать» свой гардероб, плей-лист, новостную ленту и даже «друзей». Для современного человека кураторство превратилось в образ жизни, а иногда и в способ выживания.
Исследование Баскара включает три части, первая из которых посвящена истории производственного бума, берущего начало в промышленной революции XIX века и достигшего апогея благодаря Интернету и цифровым технологиям века XXI.
Вторая часть дает краткий обзор кураторства как музейной профессии (кабинеты редкостей XVI–XVII веков, культовые фигуры 1960–1980-х, такие как Харальд Зееман и Понтус Хультен, образцовый куратор современности Ханс Ульрих Обрист). Схожие с кураторскими модели, пишет автор далее, определяют теперь всю нашу повседневность: покупая товары, общаясь с людьми, заходя на веб-сайты, мы занимаемся самоцензурой — дабы не утонуть в бесконечном потоке вещей и фактов.
Третья часть отвечает на вопрос, как применять стратегии отсева для создания эффективных проектов. Баскар приводит самые разные, но на удивление убедительные примеры «хорошего кураторства» как в культурной, так и в коммерческой сферах. Казалось бы, что общего между хипстерским кафе, магазином App Store, платформой Netflix и клубом «Бергхайн»? Оказывается, все они крайне разборчивы в своем контенте, предлагая потребителю очень выверенный набор товаров или услуг. Люди больше не требуют хлеба и зрелищ в неограниченных количествах: вместо Starbucks они идут в маленькую кофейню своих друзей, а новости узнают из частных блогов и соцсетей, навсегда заменивших им телевизор.
«В японском языке есть слово цундоку: это значит постоянно покупать новые книги, но не читать их. Многим из нас это знакомо. Именно это чувство теперь охватило всех. У японцев, как им свойственно, уже есть и ответ на цундоку. В токийском районе Гиндза открылся книжный магазин, который продает строго одну книгу в одни руки. И это только начало».