Глубокое и нетривиальное исследование творчества выдающегося живописца ХХ века. Литтелл учит нас правильно смотреть на картины Бэкона, «читать живопись», которая сама по себе является особым языком со своими грамматикой и синтаксисом.
Впервые на русском языке
Книга Джонатана Литтелла – глубокое и нетривиальное исследование творчества выдающегося живописца ХХ века. Литтелл учит нас правильно смотреть на картины Бэкона, «читать живопись», которая сама по себе является особым языком со своими грамматикой и синтаксисом. Автор дает новое толкование отдельным работам Бэкона, образам и мотивам, переходящим из одной картины художника в другую, помогает понять влияние на Бэкона его великих предшественников (Веласкеса и Гойи) и переклички его работ с произведениями современников (в частности, Марка Ротко). Из книги можно узнать, что общего у художника с русской иконописью, чем именно этот глубоко нерелигиозный мастер был обязан христианскому искусству.
Литтелл считает Бэкона величайшим мастером, писавшим тело, со времен Рембрандта, но Бэкон пытался ухватить и передать не внешность, а наиболее потайные ощущения человеческих тел, в том числе и своего собственного. Поэтому его живопись необыкновенно интимна – это голая правда бытия художника, выплеснутая на холст, правда о жизни и смерти. Фрэнсис Бэкон стремился писать картины, содержащие истину, подлинные и живые. Он считал, что художник «не должен иллюстрировать реальность, «необходимо создавать образы, которые являются концентрацией реальности и скорописью чувственного опыта». И «неистовство реальности» его живописи вызывает у некоторых зрителей и критиков непонимание и отторжение.
Литтелл уверен, что «живопись не только отображает, она думает», и зрителям также важно думать, рассматривая произведения Бэкона. А о том, как их следует рассматривать, в своей книге пишет Джонатан Литтелл: «Главное, лучше никогда не задаваться вопросом: “Что Бэкон хотел этим сказать?”, потому что он и сам этого, по сути, не знал, но вместо того спросить: “Что говорит нам эта картина?” Не жалеть времени на то, чтобы рассматривать их по-настоящему, одному ли в галерее, в толпе ли посетителей, приклеившихся к своим аудифонам, или даже сидя перед крохотными репродукциями в каталоге или на экране компьютера, рассматривать долго, возвращаясь от одной к другой, терпеливо, – мало-помалу начнешь понимать, как думает краска».