Ханса Бельтинга (1935–2023) по праву считают выдающимся историком и теоретиком искусства второй половины ХХ —первой четверти XXI веков. На русский язык переведено не так много его текстов, однако едва ли найдется современный исследователь искусства, кому это имя ни о чем не говорит.
Эта книга составлена из двух изданий: немецкоязычного — «Конец истории искусства» (1995) и его англоязычной версии — «Истории искусства после модернизма» (2003), в которой автор актуализировал ряд своих размышлений. Несмотря на несколько громкое оригинальное название, в своей книге Бельтинг не пишет ни об апокалиптических видениях конца времен, ни о конце исторического процесса. Не смерть, не конец, а перерождение — вот что его действительно интересует.
В своем исследовании ученый попытался сформулировать основные принципы новой дисциплины, которая, по его мнению, должна была заменить собой устаревший метод классической науки об искусстве. Глобальные преобразования, произошедшие на рубеже тысячелетий, подтолкнули его к выработке нового подхода к решению насущных вопросов, связанных с развитием современного художественного процесса, а также к последовательной переоценке наследия прошлых эпох.