Гильда Уильямс «Как писать о современном искусстве»

  • Год2017
  • ЯзыкРусский
  • Тираж3000
  • Страниц368
  • ОбложкаТвердая
  • ИздательствоCовместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem. Серия GARAGE Pro

Как передать визуальный опыт словами, чем отличаются объясняющие жанры от оценивающих и каких запрещенных приемов следует избегать в текстах об искусстве — эксперт в области критического письма Гильда Уильямс разбирает эти и другие нюансы в своей новой книге.

Призывая начинающих авторов писать понятно, убедительно и образно, Уильямс сама следует этому принципу, предлагая увлекательный учебник, адресованный всем, кто интересуется искусствоведческим анализом. Несмотря на бесконечное жанровое разнообразие постмодернистской арт-критики — от заметок в стиле «фастфуд» в соцсетях до статей в академических журналах, хороший текст, считает Уильямс, всегда отвечает на три основных вопроса: что мы видим, что это может значить и что из этого следует. При этом главной тенденцией последних лет она называет смешение канонов и появление гибридных форм: так, в солидных изданиях все чаще встречаются рецензии, написанные в поэтическом стиле, а в частных блогах — качественные репортажи о выставках.

Вне зависимости от формата и аудитории, задача современного критика — выработать собственное звучание, избегая банальностей, общих фраз и заумного сленга. Поэтому центральную часть своего «элементарного введения в очень сложную и специализированную область» Уильямс посвящает анализу наиболее распространенных ошибок и разбору конкретных жанров информативного (аннотация, пресс-релиз, рекламный буклет) и критического (рецензия, эссе) характера. Как практикующий исследователь, активно пишущий для лучших изданий по искусству, особое внимание она уделяет примерам, цитируя малоизвестных авторов наравне с хрестоматийными текстами.

В книге также представлена общая история вопроса: зарождение западной критики вокруг парижских Салонов и Летних выставок в Лондоне, истоки современной художественной мысли, связанные с именами Джона Рёскина и Шарля Бодлера, «высокий модернизм» Клемента Гринберга, наконец, особенности постмодернистского искусствоведения и подходы к пониманию визуальности, которые, возможно, получат развитие в ближайшем будущем.

Об авторе

Гильда Уильямс (р. 1963) — художественный критик, редактор и педагог, преподаватель отделения искусства Голдсмитского колледжа Лондонского университета. В 1994–2005 годах — ведущий редактора издательства Phaidon Press. Регулярно печатает статьи об искусстве в прессе, в частности в Artforum, Art Monthly и The Guardian.

Галерея

Поделиться