Книга историка искусства Бориса Чуховича посвящена первому и наиболее значительному творческому циклу художника Александра Николаева (Усто Мумина), созданному после переезда из Москвы в Среднюю Азию в 1920 году и принятия художником ислама в 1922 году.
Сосредоточившись на анализе центрального произведения цикла — темперы «Любовь, дружба, вечность» (1928), — автор демонстрирует историю искусствоведческих описаний работ Усто Мумина, стилистические источники его творчества и формальные особенности его языка. Особое внимание он уделяет характеристике и эволюции самаркандского художественного кружка Даниила Степанова, членом которого был Усто Мумин с 1921 по 1924 год. Среди художников этого почти неизвестного сообщества фигурировали Алексей Исупов, Николай Мамонтов и Виктор Уфимцев, а также непродолжительно — Кузьма Петров-Водкин и Александр Самохвалов.
Ключевые части книги посвящены иконографии наиболее значительных произведений Усто Мумина и культурным контекстам, обусловившим их появление. Аргументируя свою точку зрения, автор представляет панораму других взглядов на обсуждаемые им вопросы и этим дает читателю возможность самому определить, чем же был обусловлен творческий путь Усто Мумина: исламским мистицизмом, различными течениями культуры Серебряного века или первого советского десятилетия.
Последняя часть книги посвящена многочисленным последствиям первого цикла Усто Мумина в искусстве Узбекистана XX и XXI века.
Уникальное двадцатилетнее исследование Бориса Чуховича впервые представляет множество источников, свидетельств и архивных документов, значительная часть из которых фигурирует в заключительном разделе книги.