Александр Житенев «Краткая история “нового” в российском дискурсе об искусстве»

Александр Житенев «Краткая история “нового” в российском дискурсе об искусстве»Александр Житенев «Краткая история “нового” в российском дискурсе об искусстве»
  • Год2022
  • ЯзыкРусский
  • Тираж1000
  • ОбложкаМягкая
Издательская программа Музея современного искусства «Гараж»

Если художник хочет быть современным, означает ли это, что его творчество непременно должно быть «новым»? 

«Новизна» утверждается по отношению к какой-то точке отсчета или является неким перманентным качеством? Можно ли утверждать, что «новое» появляется в какой-то системе координат или оно проявляет себя в том, что создает систему координат? Возможен ли мир без «нового» и будет ли этот мир все еще миром современного искусства?

Эти и другие вопросы, связанные с критерием новизны, на протяжении всего XX столетия сохраняли свою актуальность, поскольку были связаны с проблемой (само)легитимации творчества, со встраиванием его в различные ценностные и репутационные иерархии. При этом в разных исторических контекстах содержание «нового», круг закрепленных за ним смыслов и функций понимались существенно различным образом.

Об авторе

Александр Житенев (род. 1978, Воронеж) — доктор филологических наук, исследователь русской литературы XX–XXI веков. Доцент, профессор Воронежского государственного университета (с 2008). Научный сотрудник DFG-Kolleg-Forschungsgruppe в Трирском университете (Германия, 2019–2020).

Поделиться