Полка месяца. Театр

О полке

В библиотеке Музея «Гараж» появилась книжная полка, на которой будут ежемесячно размещаться тематические подборки изданий из фондов библиотеки. Февральская полка посвящена театру.

В фокусе этой подборки — российский театр и мировые практики, которые он заимствует. Книги помогут расширить понимание его истории и познакомят с работами ведущих театральных деятелей, а короткий тест позволит определить уровень владения темой и подскажет, к каким изданиям стоит обратиться.

Тест

Подборка книг

Обложка книги Роузли Голдберг «Искусство перформанса: от футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней

Не теряющая актуальности книга американского историка искусств Роузли Голдберг, которая расширяет понятие перформанса, включая в него театр и другие исполнительские практики. По мнению Голдберг, перформанс является «авангардом авангарда»: «перформансы-манифесты, от футуристических до современных, были самовыражением несогласных, пытавшихся найти альтернативные способы исследования переживания искусства в повседневной жизни», — пишет она в предисловии.

Читать

Обложка книги Марины Давыдовой «Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены»

Марина Давыдова. Культура Zero. Очерки русской жизни и европейской сцены

Книга известного критика и историка театра Марины Давыдовой охватывает период с середины 2000-х до наших дней. В издание вошли как публицистика, так и литературные эссе и рецензии на спектакли ключевых режиссеров европейского театра — от Кристофера Марталера до Яна Фабра. Обсуждаются и главные герои отечественной сцены — Константин Богомолов, Дмитрий Волкострелов, Кирилл Серебренников, Борис Юхананов и другие.

Читать

Обложка книги Яна Фабра «Я — ошибка»

Ян Фабр. Я — ошибка

Сборник пьес, написанных с 1988 по 2015 год крупнейшим мастером современного искусства — бельгийским режиссером, художником и драматургом Яном Фабром. Помимо прочего, он знаменит 24-часовым перформансом «Гора Олимп», где зрителям были доступны спальные мешки и палатки, чтобы пережить такой экстремальный опыт. Книгу дополняют авторская графика и имена актеров, которые первыми провели читку этих пьес.

Читать

Обложка книги Роберта Уилсона «Robert Stearns, Franco Quadri, Franco Bertoni»

Robert Stearns, Franco Quadri, Franco Bertoni. Robert Wilson

Американец Роберт Уилсон — еще один важный режиссер для европейского театра. Его методы «растяжения времени», фокусирующие внимание даже на обыденных вещах, «жестовая хореография», фирменный грим исполнителей и особая сценография постановок, в которых ключевую роль играет свет, вдохновили многих молодых авторов. В книге представлены фотографии спектаклей и художественных работ Уилсона с 1960-х до середины 1990-х годов.

Читать

Обложка книги Виктора Березкина «Дмитрий Крымов. Театр художника»

Виктор Березкин. Дмитрий Крымов. Театр художника

Эта книга выдающегося театрального историка Виктора Березкина входит в цикл его работ о режиссерах-новаторах. В ней объединены его рассуждения о спектаклях Лаборатории Дмитрия Крымова, создателя «Театр художника», записи бесед с режиссером и его учениками.

Читать

Обложка книги Ильмиры Болотян «Между искусством и театром»

Ильмира Болотян. Между искусством и театром

Сборник текстов художницы и куратора Ильмиры Болотян из ее телеграм-канала «Между искусством и театром». Среди них — критические очерки о десятках событий российской и зарубежной сцены: спектаклях лабораторий Центра имени Вс. Мейерхольда, московском проекте Rimini Protokoll, инсталляциях Тино Сегала, Валентина Фетисова и других авторов.

Читать

Обложка книги Марка Липовецкого и Биргит Боймерс «Перформансы насилия»

Марк Липовецкий, Биргит Боймерс. Перформансы насилия

Книга раскрывает историю возникновения феномена новой драмы — одного из самых интересных театральных движений русской культуры с 1990-х годов. По мнению авторов, новая драма, отличаясь способом производства спектаклей и пьес, позволяет понять логику, ритуалы и тупики общества, в котором насилие стало одной из форм коммуникации, подчиняя себе все иные социальные языки.

Читать

Обложка книги Вилисова Виктора «Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили»

Виктор Вилисов. Нас всех тошнит. Как театр стал современным, а мы этого не заметили

В своем нашумевшем бестселлере блогер и постановщик Виктор Вилисов проводит масштабный разбор российских и мировых изменений (и стагнаций) в театральной индустрии, внимательно рецензирует различные постановки и отдельные сцены из них. В издание также вошли интервью с композитором Сергеем Невским, одним из основателей группы Rimini Protokoll Штефаном Кэги и режиссером Ромео Кастеллуччи.

Читать

Обложка книги Бориса Юхананова «Фауст»

Борис Юхананов. Фауст

В этом издании предпринята попытка восстановить историю проекта «Фауст», над которым Борис Юхананов работал 10 лет. Его показы проходили в разных городах, он выдержал шесть редакций. Под одной обложкой собраны расшифровки репетиций каждой редакции, множество фотографий и технических зарисовок. Критик Дмитрий Бавильский написал об одном из показов «Фауста»: «Кошки мяукают то на сцене, то за сценой, собака лает, клоун комикует, ангелы священнодействуют, а над всем этим, в облаках ладана, гордо реет буревестник — всклокоченный Игорь Яцко, превративший своего Доктора то ли в Маяковского, то ли в Высоцкого, исполняющего Гамлета».

Читать

Обложка книги «Документальный театр. Пьесы»

Документальный театр. Пьесы

В этот сборник, составленный сооснователем «Театра.doc» Еленой Греминой, вошли 12 российских пьес, созданных в технике вербатим (то есть с использованием документальных материалов и различных техники его сбора. Среди них — работы таких драматургов, как Ольга Дарфи, Григорий Заславский, Александр Родионов и Максим Курочкин.

Читать

Обложка книги Joined Forces. Audience Participation in Theatre

Joined Forces. Audience Participation in Theatre

Книга о новых театральных практиках, в которых власть актеров и режиссеров сознательно преуменьшается, а зритель получает большую автономию. Теперь он может стать главным героем или даже активным участником действия, как в проектах групп Gob Squad и Rimini Protokoll. Этих и других режиссеров авторы сборника (среди них — Офелия Патрисио Аррабаль, Елена Бастери, Лотте ван ден Берг, Роджер Бернат, Жюстин Бутенс) рассматривают как активистов, которые вместо бездействия проводят «репетиции демократии», тренируют критическое мышление и чувство ответственности зрителя.

Читать

Обложка книги «Places of Performance. The Semiotics of Theatre Architecture»

Marvin A. Carlson. Places of Performance. The Semiotics of Theatre Architecture

Это исследование, написанное профессором театра и литературы Городского университета Нью-Йорка в конце 1980-х, посвящено влиянию места демонстрации перформанса на зрителей и сам перформанс. Автор проводит любопытную параллель между урбанизмом и политическими мотивами украшения театра, раскрывая контекст, который кроется за архитектурными и эстетическими принципами.

Читать

Обложка книги Павла Руднева «Драма памяти»

Павел Руднев. Драма памяти

В монографии театроведа Павла Руднева обозначены состояния советской и постсоветской драматургии с 1950-х до 2010-х годов. Автор опровергает мнение о пропасти между поколениями, подчеркивая, что поиски советских авторов находят продолжение в драматургии новейшего времени. Книга описывает практики известных и почти забытых писателей и рассказывает о производственной пьесе, «усадебной драматургии», новой драме, документальном театре.

Читать

Обложка книги «Метаморфозы театральности. Разомкнутые формы. Сборник статей»

Метаморфозы театральности. Разомкнутые формы. Сборник статей

Сборник издательства «Новое литературное обозрение», включающий в себя статьи Анатолия Васильева, Юлия Клеймана, Полины Богдановой и других деятелей культуры посвящен тому, как происходило размыкание границ и структуры классической драмы в России: от Антона Чехова до Людмилы Петрушевской, Виктора Славкина и новой драмы. Также в книге описываются новаторские техники дореволюционного и советского времени, а также появление новых типов театров, уход от традиционного зрительного зала и даже самого театрального здания.

Читать

Обложка книги «Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи (1923–1930)»

Звучащая художественная речь: Работы Кабинета изучения художественной речи (1923–1930)

Издание знакомит читателей с результатами многолетних исследований ленинградского Кабинета изучения художественной речи (1923–1930), уникальной научно‑практической лаборатории по изучению декламации, что позже назовут поэтическим перформансом. В книгу вошли ранее не публиковавшиеся статьи стиховеда Сергея Бернштейна и его учеников, написанные во второй половине 1920‑х для сборника «Звучащая художественная речь».

Читать