Полка месяца. Кино. Американский киноавангард

О полке

В библиотеке Музея «Гараж» появилась тематическая книжная полка в рамках ежемесячного проекта «Полка месяца». Тема марта — кино.

Подборка изданий внутри этой темы посвящена американскому киноавангарду и позволяет изучить феномен как через наследие его представителей, так и через исследовательскую оптику. Короткий тест позволит определить уровень владения темой и подскажет, к каким изданиям стоит обратиться.

Тест

Подборка книг по теме

Обложка книги «Андрей Хренов. Маги и радикалы. Век американского авангарда»

Андрей Хренов. Маги и радикалы. Век американского авангарда

Единственная монография на русском языке об истории американского киноавангарда. В ней представлено подробное исследование направлений — фильмов транса, структурного и дневникового кино, минимализма, и основных авторов — Йонас Мекаса, Кеннета Энгера, Стэна Брекиджа, Майкла Сноу, Энди Уорхола и других. Помимо этого, автор анализирует киноавангард в широком социально-историческом контексте американской послевоенной культуры: наследие битников и идеи новых левых, консервативная эпоха Рональда Рейгана и постмодернизм, развитие феминистской кинокритики и дисциплины cultural studies в западной академии.

Читать

Обложка книги «Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве

Бенджамин Бухло. Неоавангард и культурная индустрия. Статьи о европейском и американском искусстве

Экспериментальное кино США — малая часть тенденции возвращения к авангардистским поискам в западном послевоенном искусстве. Одновременно подобные микро-революции происходили в живописи Герхарда Рихтера, скульптуре Ричарда Серры, перформансах Йозефа Бойса и других. Этот сборник статей влиятельного критика Бенджамина Бухло раскрывает схожесть многих художественных течений в их преемственности авангарду 1920–1930-х годов.

Читать

Обложка книги «Анжелика Артюх. Новый Голливуд»

Анжелика Артюх. Новый Голливуд

В то время как в Нью-Йорке киноавангардисты перепридумывали киноязык, в Лос-Анджелесе происходила другая революция. Начинающие режиссеры Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе, Брайан де Пальма и другие устраивали бунт против пуританских канонов Голливуда, чем положили начало индустрии блокбастеров. Монография Анжелики Артюх важна как самостоятельное исследование феномена, так и для понимания контекста, в противостояниие которому сформировались такие альтернативные течения, как киноавангард.

Читать

«Narration in Fiction Film »

David Bordwell. Narration in Fiction Film

Дэвид Бордуэлл — классик теории кино, а эта книга — основа любого университетского курса по кинопроизводству. В ней сформулированы базовые принципы нарративного кино, которые используют голливудские фильмы, чтобы скрыть монтажные «швы» и погрузить зрителя в иллюзию реальности происходящего на экране. Среди них — трехактная структура повествования, причинно-следственные связи между событиями, психологически мотивированные персонажи и т. д. Эти и другие правила сознательно нарушали режиссеры-авангардисты с целью освободить зрителя от идеологии Голливуда и наделить его субъектностью.

Читать

Обложка книги «Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма»

Фредрик Джеймисон. Постмодернизм, или Культурная логика позднего капитализма

Программный сборник эссе социального теоретика Фредрика Джеймисона показывает, что постмодернизм — не просто течение в искусстве, но культурная доминанта, продиктованная экономическими трансформациями и воздействующая на все виды человеческой деятельности. В отличие от классического авангарда начала века, американский киноавангард появляется в период становления массовой индустрии развлечений и не может ограничиться модернистскими формами самовыражения автора. Это междисциплинарное исследование позволяет вписать киноавангард в широкий культурный контекст, а также объяснить угасание его политических интенций в период подъема неоконсервативной политики Рональда Рейгана в США.

Читать

Обложка книги «“Our Kind of Movie”: The Films of Andy Warhol»

Douglas Crimp. «Our Kind of Movie»: The Films of Andy Warhol

Первая монография, исследующая кинематографическое наследие Энди Уорхола, написана художественным критиком Дугласом Кримпом. Этот сборник эссе сочетает искусствоведческую интерпретацию фильмов Уорхола с воспоминаниями Кримпа о его собственной жизни в Нью-Йорке 1960-х годов. Он приходит к выводу: фильмы Уорхола — отражение социальных отношений, вкусов и мнений определенного места и времени. Они, как и киноавангард в целом, являются продуктом интеллектуальной среды и творческого обмена, в эпицентре которого находился сам Уорхол.

Читать

Обложка книги «The Worlds of Nam June Paik»

The Worlds of Nam June Paik

Эксперименты киноавангарда повлияли и на видеоарт. Его пионерами стала группа «Флюксус», активным участником которой был Нам Джун Пайк. Он известен прежде всего хеппенингами и инсталляциями, деконструирующими культ телевидения в массовой культуре. Вместе с тем его экспериментальные видеоработы, такие как «Электронные „Битлз“» или серия «Метафизическое кино № 1–5», сыграли значительную роль в становлении киноавангарда, чему в книге уделено особое внимание.

Читать

Обложка книги «Scrapbook of the Sixties»

Jonas Mekas. Scrapbook of the Sixties

Йонас Мекас — один из важнейших лидеров киноавангарда, основатель журнала Film Culture, активный участник группы «Новое американское кино» и «Кооператива кинематографистов», а также создатель архива американского экспериментального кино «Антология», до сих пор открытого для посещения в Нью-Йорке. Помимо организационной работы, он снимал дневниковые фильмы, запечатляя повседневную реальность круга авангардистов. Эта книга — собрание его диалогов с единомышленниками: Эмилем де Антонио, Энди Уорхолом, Питером Кубелкой, Йоко Оно и Джоном Ленноном, Сьюзен Сонтаг, Нам Джун Пайком и другими.

Читать

Пол Шредер. Трансцендентальный стиль в кино

Автор этой книги Пол Шредер знаком современному зрителю прежде всего как сценарист фильмов Нового Голливуда, например «Таксиста» Мартина Скорсезе. Менее известны его кинокритические работы, такие как «Трансцендентальный стиль в кино», которая была написана в 1972 году: в ней Шредер анализирует теологическую эстетику модернистских фильмов Ясудзиро Одзу, Робера Брессона и Карла Теодора Дрейера. На русском языке вышло дополненное издание книги, в котором современный интерес к медленному кино и ненарративному повествованию видится эволюцией трансцендентального стиля.

Читать

Обложка книги «Искусство кино», № 7, 2011»

«Искусство кино», № 7, 2011

На русском языке не так много материалов про киноавангард. Исключение — статьи в «Искусстве кино», например, культуролога Инны Кушнаревой о представителе минималистского кино Джеймсе Беннинге.

Читать

Обложка книги «Broken Screen: Expanding The Image, Breaking The Narrative: 26 Conversations with Doug Aitken»

Broken Screen: Expanding The Image, Breaking The Narrative: 26 Conversations with Doug Aitken

Современный американский художник Даг Эйткен собрал коллекцию интервью с кино- и видеохудожниками, фотографами и архитекторами, которые так или иначе рефлексируют свое взаимодействие с другими медиумами, новыми технологиями и массмедиа. Книга включает в себя разговоры с важнейшими киноавангардистами Кеннетом Энгером и Брюсом Коннером, но выходит далеко за пределы Америки 1960-х годов, выстраивая линию преемственности вплоть до Алехандро Ходоровски, Клэр Дени и Майка Фиггиса. Их произведения объединяет нелинейность и фрагментарность нарратива — главная тема всех диалогов в книге, которая приходит к логическому завершению во впечатляющей авторской «Диаграмме нелинейных фильмов» на последних страницах.

Читать

Обложка книги «On Camera Arts and Consecutive Matters: The Writings of Hollis Frampton»

On Camera Arts and Consecutive Matters: The Writings of Hollis Frampton

Холлис Фрэмптон является представителем структурного кино — масштабного направления киноавангарда, которое отличается саморефлексивным анализом кино как медиума. В книге представлены его эссе о кино, фотографии, цифровом и видео-искусстве, а также письма, производственные дневники, интервью. В этих текстах раскрывается разнообразие интересов режиссера, от лингвистики до математики, сформировавшее философские размышления Фрэмптона на тему природы изображения и строгий стиль его структурных фильмов. Также интересны впечатления от киноавангардистских работ его коллег Стэна Брекиджа, Майкла Сноу, которые позволяют понять, какое место Фрэмптон отводил своему искусству в пространстве других кинохудожников.

Читать

Обложка книги «Michael Snow»

Michael Snow

Составительница этого сборника — Аннет Майклсон — одна из тех, кто сформировал канон американского киноавангарда. В этой книге собраны академические эссе о структурных фильмах Майкла Сноу, его последующих экспериментах с CGI, параллелях с наследием Бастера Китона, а также размышления самого режиссера на тему творчества.

Читать

Обложка книги «Bruce Conner. The 70s: Painting, Drawing, Film»

Bruce Conner. The 70s: Painting, Drawing, Film

Брюс Коннер — авангардист, развивающий технику коллажа и пародии. Его первый фильм «Фильм» (1958) комбинировал фрагменты из полицейских комедий, эротических фильмов, новостных сводок. Однако эта книга под редакцией куратора и историка киноавангарда Джона Хэнхардта посвящена не столько кинематографическим экспериментам Коннера, сколько его менее изученному визуальному наследию: живописи и рисункам. Это отражение глубинных творческих поисков в разных медиумах, которые помогут расширить опыт просмотра его киноработ.

Читать

Обложка книги «Tsai Ming-Liang and a Cinema of Slowness»

Song Hwee Lim. Tsai Ming-Liang and a Cinema of Slowness

Другим проявлением киноавангарда является медленное кино (cinema of slowness). Эта книга анализирует теорию медленного кино на примере творчества тайваньского режиссера Цая Минляна, вписывая американский киноавангард в более широкую традицию за пределами западного искусства.

Читать

Обложка книги «Эмансипированный зритель»

Жак Рансьер. Эмансипированный зритель

Исследование позиции зрителя в визуальном искусстве от одной из важнейших фигур французской философии. Жак Рансьер предлагает избавиться от оппозиций взгляда и действия, пассивного и активного восприятия, так как эти категории только дистанцируют восприятие зрителя. Эта работа важна как критическая оптика для самостоятельного осмысления политической сущности авангардного кино с его стремлением к интеллектуальной эмансипации зрителя.

Читать