«Ключевые тексты по истории искусства». Читаем еще раз

Материал подготовил Валерий Леденев

Семинар Юлии Лидерман «Ключевые тексты по истории искусства» начал работу на базе библиотеки Музея «Гараж» осенью 2019 года. Отправной точкой послужила антология Fifty Key Texts in Art History (2012): сборник критических комментариев к наиболее влиятельным текстам по истории и философии искусства и культуры.

Семинары проходили в формате «медленного чтения» материалов антологии, которые изучались в обратном хронологическом порядке — от написанных в наши дни к более ранним.

Первый блок семинара завершился в декабре 2019 года, однако объем материала и полемический запал, им порождаемый, вряд ли удалось исчерпать за прошедшие десять семинаров, и обсуждаемые работы вполне уместно было бы перечитать повторно, взглянув на них свежим взглядом. Многие публикации, затронутые на страницах антологии, доступны в открытом доступе. Ведущая семинара и культуролог Юлия Лидерман прокомментировала наиболее яркие и значимые из них.

Брайан О’Догерти. Внутри белого куба: идеология галерейного пространства

 

В эссе одноименного сборника, написанных в 1976–1981, деконструируется миф о нейтральности галерейного (выставочного) пространства. История современного искусства — от Салонов Независимых начала века до проекта институциональной критики эпохи постмодерна — со слов О’Догерти предстает как история пересмотра границ художественного произведения. Как и другие тексты из Fifty Key Texts in Art History, его эссе приобретают значимость не в свете затронутого предмета (семантики галерейного пространства), а в совокупности с другими текстами, рассматривавшимися в рамках семинара и проливающими свет на эволюцию предмета искусствознания в свете трансформаций, происходивших в области гуманитарного знания (структурализмом и постструктурализмом, гендерной теорией, постколониальными исследованиями и др.).

ЧИТАТЬ

 

Элен Сиксу. Хохот Медузы

 

Эссе 1975 года, один из самых известных текстов феминистской постструктуралистской теории. Эту статью можно считать манифестом. Ее прагматика — задеть читателя за живое, вызвать желание, побудить к действию. Материалом исследования здесь выступают литературные тексты ХIХ века. Каким образом их анализ связан с историей визуального искусства? В первую очередь, с точки зрения метода. Как исследовательница Сиксу придерживается постструктуралистских позиций, позволяющих рассматривать художественные практики как акты речи и письма. Когда дело касается речи, важно, кто говорит и кому эта речь адресована. В своей статье-манифесте Сиксу призывает женщин «писать для женщин» и «о женщинах», акцентируя гендерную составляющую культурных практик.

ЧИТАТЬ

Лаура Малви. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф

 

Эссе по теории кинематографа, как и предыдущий текст, вышло в свет в 1975 году. Предметом анализа в нем стали каноны голливудского кинематографа. Центральным понятием, напрямую касающимся истории искусства, оказывается «взгляд», или, точнее, женщина как объект взгляда, возникающего как следствие повествовательных приемов голливудского кино. Женщина под взглядом, сформированным кинематографом, приобретает свойство объекта, наделенного признаками орнаментальности и декоративности.

ЧИТАТЬ

Майкл Фрид. Искусство и объектность

 

Текст американского теоретика и критика Майкла Фрида, написанный в 1967 году и обсуждавшийся на семинаре в связи проблемой периодизации истории искусства. Фрид рассуждает о конце модернизма, который, согласно его видению, знаменует завершение проекта современного искусства и связан с распространением минимализма. Практики последнего привносят в область искусства элемент театральности (буквализма), существующей в состоянии непримиримого противостояния с искусством.

ЧИТАТЬ

Ги Дебор. Общество спектакля

 

Один из ключевых текстов критической теории ХХ века был написан в 1969 году и, несмотря на свою относительную «заезженность», по-прежнему остается увлекательным чтением. Отчасти потому, что написан в форме афоризмов, захватывающих внимание и соблазняющих читать книгу далее. В центре концепции Ги Дебора — понятие спектакля (зрелища), созвучное концептуальному аппарату, используемому Лаурой Малви, и проследить связь между взглядами двух теоретиков представляется любопытной задачей. С другой стороны, о зрелище, спектакле и театральности Дебор часто рассуждает в категориях антагонизма и противостояния, символически перебрасывая мостик к обсуждавшимся ранее работами Майкла Фрида.

ЧИТАТЬ

Эрнст Ханс Гомбрих. История искусства

 

Как и «Общество спектакля», текст Гомбриха остается невероятно популярным и давно превратился в бестселлер популярного искусствоведения в лучшем смысле этого слова. Впервые опубликованный в 1950 году, он многократно дополнялся автором при жизни (Гомбрих умер в 2001 году в возрасте 92 лет) и выдержал множество переизданий. В этом тексте развивается и на сегодняшний день актуальная идея о том, что обучение западноевропейскому искусству остается частью обучения европейскому гуманизму. А историю искусства следует воспринимать как продолжающуюся и непрерывную. Последняя глава книги Гомбриха, посвященная актуальному искусству, так и называется — «История без конца».

ЧИТАТЬ

Paul Valéry. The Centenary of Photography [Discours du centenaire de la photographie] (7 January 1939)

 

Доклад поэта и критика Поля Валери, сделанный на конференции в Сорбонне в 1939 году по случаю столетнего юбилея c момента изобретения фотографии, является одним из ранних примеров теоретических текстов об этом жанре. Центральная его проблема — отношения литературы и фотографии, по-прежнему важная и в сегодняшнем искусствознании, равно как и вопросы статуса фотографии и упований зрителя на ее «документальность». Текст продолжает линию обсуждения зыбкой границы между визуальным и речевым, позже подхваченную Сиксу, и предвосхищает развитие целого раздела философии, посвященного теории образа.

ЧИТАТЬ

Поделиться