Обзор изданий к выставке «bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты»

Материал подготовила Марьяна Карышева

Magdalena Droste. Bauhaus. 1919–1933

Taschen, 2016

Несмотря на непродолжительность существования (1919–1933), школа Баухауc оставила значительный след в истории искусства, дизайна и архитектуры. Уникальность учебного заведения, открытого Вальтером Гропиусом, опиравшегося на идеи производственного союза «Немецкий Веркбунд» и движения «Искусства и ремесла», основывалась на представлении о единстве искусства, ремесел и техники и на освоении студентами работы с материалом, прежде чем они приступали к теоретическим дисциплинам.

Магдалена Дросте, профессор и сотрудница берлинского архива Баухауса, обладающего крупнейшим собранием материалов из его истории школы, проделала гигантскую работу, соединив в своем исследовании хронологическое повествование о трех этапах существования школы с детальным описанием его мастерских и биографиями преподавателей, среди которых были Василий Кандинский, Пауль Клее, Ласло Мохой-Надь, Йозеф Альберс. Текст проиллюстрирован архивными фотографиями, на которых запечатлены сцены из жизни Баухауса, интерьеры зданий, спроектированных преподавателями и учениками, а также историческими документами, живописными работами, рисунками, эскизами работ студентов.

Информативное и насыщенное повествование о жизни Баухауса, включающее, например, главы о его студентках (незадолго до его открытия по Веймарской конституции женщины получили право учиться наравне с мужчинами), внутренних конфликтах и противостоянии с властями даст читателю возможность полного погружения в реалии той эпохи.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Frank Whitford. Bauhaus

Thames & Hudson, 2012

Книга Фрэнка Уитфорда впервые увидела свет в 1984 году в знаменитой серии World of Art издательства Thames and Hudson, и с тех пор неоднократно переиздавалась на разных языках. В библиотеке «Гаража» можно найти издание на английском языке 2012 года. В предисловии автор замечает, что среди множества текстов, написанных о Баухаусе, до сих пор не существует работы, дававшей исчерпывающего анализа истории школы и подробного рассказа о ее преподавателях, студентах, ставившихся ими целях и реализованных достижениях. Именно эту задачу ставит перед собой автор, представляя читателю внимательное и скрупулезное повествование о становлении школы и сложностях на пути ее развития — финансовых трудностях и зачастую непростых взаимоотношениях между преподавателями. И конечно, взгляд на школу глазами студентов, воспоминания которых в большом объеме приводятся на страницах исследования.

Уитфорд не просто выстраивает хронологическое повествование, но знакомит читателя с деталями, стремясь дать максимально полное представление о том, какой была жизнь художников, дизайнеров и строителей нового мира между двух войн. С горькой иронией автор замечает, что Баухаус не имел бы такой международной славы, если бы его печально известный разгром нацистским режимом, следствием которого стал отъезд многих студентов из Германии. Разлетевшиеся по всему миру во многом именно они сделали название Баухаус нарицательным.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Вальтер Гропиус. Круг тотальной архитектуры

Музей «Гараж», Ad Marginem, 2017

Один из главных теоретиков и практиков архитектуры ХХ века, сформулировавший не только принципы демократичной архитектуры, но и демократичного образования, Вальтер Гропиус впервые издал свою книгу-манифест в 1955 году. В ней собраны статьи разных лет (самая ранняя относится к 1924 году) подтверждающие, что идеи мастера, развиваясь и дополняясь, никогда не отступали от своих основ. Гроупис стремился к синтезу искусства, ремесла и техники и, понимая как опасности, так и безусловные выгоды машинного производства, настаивал на том, что «величайшая задача архитектора — <…> решимость сделать доминирующим фактором человеческий элемент».

В «Программе архитектурного образования» создатель и первый директор Баухауса разрабатывает методики художественного и прежде всего архитектурного образования, начиная с занятий в яслях. Он настаивает на важности практического опыта на протяжении всех лет обучения и именно на этих принципах строились занятия в мастерских школы в годы его руководства.

С 1937 года Вальтер Гропиус жил, преподавал и работал в США, и именно с реалиями этой страны связаны статьи третьей части сборника, посвященные преимуществам и недостаткам мало- и многоэтажного строительства. В ней, впрочем, как и во всех текстах, виден комплексный, системный подход к проблеме и сделан акцент на важность создания благоприятного социального климата.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Шарон Ротбанд. Белый город, Черный город. Архитектура и война в Тель-Авиве и Яффе

Музей «Гараж», Ad Marginem, 2017

Баухаус известен не только как школа, но и в качестве нарицательного обозначения интернационального стиля в архитектуре и дизайне, чье влияние еще до формального закрытия учебного заведения в 1933 году распространилось далеко за границы Европы, в том числе на Ближнем Востоке.

В Израиле, а, точнее — еще в подмандатной Палестине, первые здания, построенные в этом стиле, стали появляться в 1920-е. Их архитекторами были недавние студенты Баухауса — Эрих Мендельсон, Рихард Кауфманн, Дов Карми и другие.

Немало изданий было посвящено Белому городу — так называют районы в центре Тель-Авива, где сохранилось свыше 4000 построек, объявленных в 2003 году объектами всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Шарон Ротбард поставил целью развенчать некоторые мифы вокруг феномена Белого города и поведать об отношениях между древним Яффо и появившимся в начале ХХ века как его еврейский пригород, но стремительно разросшимся и поглотившем соседа Тель-Авивом.

Датой создания легенды он полагает 1994 год, когда прошла выставка «Белый город», куратором которой был историк архитектуры Микаэль Левин. Автор книги прослеживает развитие тель-авивского конструктивизма вплоть до момента, когда было принято решение ЮНЕСКО, а затем углубляется в историю отношений между древней Яффой, многонациональной и поликультурной, и появившимся в 1909 году Тель-Авивом — первым за 2000 лет еврейским городом, построенным на этой земле. Придерживающееся законов научного исследования повествование ведется в довольно жестком обличительно-разоблачительном ключе и в плане методологии основывается на разработках в области постколониальной теории. Обилие исторических фактов, ссылок на источники и фотоматериалов делает эту книгу полезной и познавательной и для тех, кто не согласен в целом с общей ее тональностью.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Éva Forgács. The Bauhaus Idea and Bauhaus Politics

Central European University Press, 1995

На протяжении своего существования Баухаус несколько раз претерпевал трансформации в связи с приходом новых преподавателей и сменой директоров. Метаморфозы идей и политики немецкой школы стали темой работы венгерской исследовательницы Эвы Форгач и были, по ее мнению, вызваны тем обстоятельством, что Баухаус в определенный момент стал сценой столкновения персональных и групповых амбиций, конфликтом вер и убеждений.

Как вышло, что идеи, с которыми открывалась школа, инновационная педагогика и стремление к всестороннему развитию мастерства будущих профессионалов и их индивидуальным решениям, превратились в презрение, а программа создания нового мира — в попытку интегрироваться в уже существующий? Как развивалась школа и что оказывалось решающим на пути перемен?

Отдельную главу Форгач посвятила сопоставлению Вхутемаса и Баухауса, развивавшихся параллельно, но имевших очень мало контактов до 1930 года, когда на тот момент уже отстраненный директор Ханнес Мейер приехал в Советский Союз. Сравнивая на первый взгляд схожие пути, пройденные Баухаусом и Вхутемасом, исследовательница отмечает не только родство базовых идей построения с помощью искусства и дизайна нового мира, обращенного к обществу и человеку, но непреодолимую разницу в отношении политиков к новому искусству и в нуждах обществ, в которых оно развивалось.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ

Поделиться