Проект Garage UP! — программа, цель которой — приобретение глухими и слабослышащими подростками, а также слышащими подростками из семей глухих знаний в области ​​современного искусства, знакомство с музейной средой и профессиями в сфере искусства.

Проект прошел среди молодых людей 13–18 лет в отделе инклюзивных программ с октября 2020 по апрель 2021 года. Up — многозначный термин. В русском жестовом языке варианты жеста «АП» могут означать «Я могу» «Я готов (а)», «Я понял (а)» или «Я тоже», «Как и ты» (зависит от контекста, артикуляции и самих жестов). Называя клуб Up!, мы хотели акцентировать внимание на разнообразии и богатстве жестового языка и культуре глухих.

Авторы:

Люда Лучкова — координатор отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж», участница и организатор конференций по вопросам инклюзивности, доступности, разнообразия и изучения жестовых языков, автор социокультурных проектов, связанных с глухими и слабослышащими.

Наташа Тимофеева — педагог, переводчик жестового языка, координатор детских и подростковых событий для глухих и слабослышащих.

Цифры проекта:

Участники:

10 молодых людей в возрасте 13–18 лет (слышащие подростки из семей с глухими родителями (2), слабослышащие из семьи глухих (2), слабослышащий из семьи слышащих родителей (1), глухие из семьи глухих (5)).

6 месяцев (октябрь 2020 — апрель 2021 года).

Подготовка проекта

Создавая программу, нацеленную на профориентацию и знакомство с музейной деятельностью, мы обращались к опыту как наших коллег из России (Garage Teens — молодежная команда «Гаража», проект отдела просвещения, Пушкинский Youth в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; так и к опыту зарубежных институций: MOCA TEENS (Музей современного искусства в Лос-Анджелесе), Youth Insights (Музей Уитни), Blinkoppers (Музей Стенделейк) и другие.

Для отдела инклюзивных программ важно, чтобы молодые люди не только попробовали «присвоить» себе Музей, его практики и ресурсы, но и могли переосмыслить личный опыт в музейном пространстве, взаимодействовать с друг другом вне привычных для себя самих контекстов, таких как школа или спортивные секции (специализированные школы-интернаты и спортивные секции — наиболее популярные места в Москве для молодых людей из сообщества глухих для знакомств и обмена опытом). Кроме этого, было важным объединить опыт проживания в культуре глухих слышащих (из семьи глухих) и глухих подростков и дать возможность встретиться ребятам с разным опытом и лучше узнать друг друга. 

Анонсирование программы происходило с помощью специализированных аккаунтов для глухих и слабослышащих посетителей в социальных сетях, которые ведет отдел инклюзивных программ (например, тг-канал «Гараж для глухих»), через дружественных и постоянных посетителей программ Музея для глухих и слабослышащих, а также с помощью родительских чатов и рассылок на почты школ для глухих и слабослышащих, через педагогов-организаторов этих школ. Часть потенциальных кандидатов в участники узнали о проекте через родителей, часть — сами следили за программами Музея и были нашими постоянными посетителями; были и участники, которые никогда не бывали в Музее — все это повлияло в дальнейшем на темы встреч внутри клуба. В связи с ограничениями, связанными с пандемией COVID-19, нам не удалось сделать «живые» дни открытых дверей в самих школах, и с этим мы связываем небольшое количество заявок — 14 человек.

Чтобы попасть на программу, необходимо было соответствовать возрастному критерию (от 13 до 18 лет), связаться с нами по удобным каналам связи (телеграм, вотсапп) и пройти интервью с организаторами проекта. На программу участники отбирались по интервью-беседе, мы учитывали личное желание будущего участника и возможность посещать долгосрочный проект с октября по апрель (многие рассчитывали на разовые встречи и мастер-классы), а также уровень владения жестовым языком, который в том числе проверяля на собеседовании, так как между собой и с координаторами проекта беседы велись на РЖЯ.

Во время личной беседы была важна открытость и спонтанность, поэтому вопросы могли быть в целом не связаны с будущим проектом, среди вопросов, которые мы задавали на личном собеседовании:

  • Опиши свое любимое место в городе? Какое оно?

  • По какому одному предмету/науке ты бы хотел посетить урок в школе и почему?

  • Тебе больше нравится общаться вживую, отправлять видеосообщения или текстовые/смс-сообщения?

  • Для подростков CODA (слышащих детей из семьи глухих родителей): на некоторых занятиях будет перевод, а на некоторых нет. Комфортно ли будет участвовать?

  • В школе, раньше или сейчас, если готовилось какое-то выступление, ты придумываешь его, соглашаешься на роль, которую тебе предлагают, или вообще не участвуешь в этом?

  • У тебя есть какие-то трудности в понимании искусства? Или, может быть, твой интерес к искусству не поддерживается? Расскажи, что тебе мешает, чего не хватает?

  • Если бы ты мог подружиться с любым человеком, живым или мертвым, реальным или вымышленным, кого бы ты выбрал и почему?
  • Ты бы хотел работать в команде или один? Почему?

  • У тебя есть любимое животное? Почему?

  • Какой суперспособностью ты бы хотел обладать?

  • Если бы ты мог покрасить свой район в один цвет, какой бы ты выбрал и почему?

Рабочая группа проекта со стороны Музея:

  • Наставница (тьютор): Антонина Пичугина, актриса театрального проекта неслышащих актеров «НЕДОСЛОВ». В настоящее время преподает технику сценической жестовой речи на театральном факультете и жестовую речь на факультете изобразительного искусства РГСАИ.
  • Координатор: Наташа Тимофеева, старший педагог детских мастерских, инклюзивных программ для глухих и слабослышащих Музея «Гараж», переводчица жестового языка.
  • Куратор проекта: Люда Лучкова, координатор отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж».

Программа

Формат представлял собой онлайн- и офлайн-встречи клуба по выходным один раз каждые 2 недели по 2–2,5 часа. Первый месяц занятий был направлен на то, чтобы сблизить участников из разных школ, сделать акцент на личные качества, интересы, увлечения каждого. В рамках этого месяца были запланированы:

  • блок игр на имя (в пространстве);
  • блок заданий на всматривание и наблюдение друг за другом;
  • блок игр на снятие тактильного барьера (задействовано пространство).

Первые встречи проводила команда проекта: координатор, тьютор и куратор. Они проходили во время введения ограничений из-за пандемии COVID-19. Знакомство началось в период закрытия Музея и было проведено на внешней площадке (было важно увидеться первый раз всем вживую), а затем участники «ушли» в Zoom, поэтому часть игр были переформатированы под онлайн.

Чтобы разнообразить встречи в Zoom, были придуманы разные игры и традиция общей фотографии в конце каждого занятия.

Встреча в Zoom клуба Garage UP! // Флешмоб «Головные уборы»

Тифлокомментарий. Скриншот Zoom-встречи. На скриншоте — восемь окон. В каждом окне запечатлены участницы и участники, а также ведущие программы Garage UP!. У каждого человека на голове самодельный и необычный головной убор: тюрбан из одеяла, маленькие шляпки с перьями, картонный дом, объем из винных пробок.

После чего началось знакомство с сотрудниками Музея и их компетенциями. В качестве спикеров были приглашены музейные сотрудники, которые нескучно рассказывали о своей работе, трудностях и интересных кейсах. Одна из первых встреч была с дизайнерами Музея «Гараж», на ней обсуждалось создание брендов и мерча, разница между изобразительным искусством и продуктом, после чего предстояла работа по созданию собственной символики и мерча клуба Up! 

Ниже приведен пример структуры занятия.

Всего с дизайнерами состоялось две встречи, каждая из которых длилась полтора часа, участники получали домашнее задание.


 Встреча 1  

  1. Рассказ команды дизайнеров про себя и свою деятельность внутри Музея «Гараж» через вовлекающую презентацию: рассказ о себе, о работе с художниками, как одновременно готовить выставку и заниматься разработкой сувенирной продукции и меню для кафе.
  2. Дизайнеры составили анкету для участников клуба, на основе которой они придумали визуальный стиль клуба. Примеры вопросов:

 

Тифлокомментарий. Фрагмент анкеты для участниц и участников программы Garage UP!. Анкета сверстана в виде презентации и имеет цифровой формат. Горизонтально ориентированный лист белого цвета. Слева сверху вниз написаны вопросы: 1. Какой суперспособностью/силой может обладать клуб UP? 2. Какой талисман вы бы выбрали для клуба UP? 3. Что может быть создано в результате деятельности клуба UP? Шрифт черного цвета. Справа от вопросов расположены изображения, которые иллюстрируют вопросы. К вопросу номер 1 приложено изображение могучих рейнджеров из одноименного сериала. К вопросу номер 2 приложены золотая подкова, мужчина в костюме животного, похожего на белку-летягу, и четырехлистный клевер. К вопросу номер 3 приложены два изображения: логотип Garage Café и готовое блюдо, логотип Garage Studios и 8 художниц и художников, позирующих на лестнице.

Встреча 2

Домашним заданием участников было найти элементы, которые они хотели бы видеть в айдентике Клуба UP, а также самим нарисовать скетч, написать фразу и подготовить бриф для отдела дизайна.

Далее по мотивам брифа и скетчей были собраны все созданные ребятами материалы, команда дизайнеров составила из них три презентации предполагаемой символики и то, как это может выглядеть на разных предметах (сумках, толстовках, футболках, кружках, значках). В чате клуба было предложено оценить понравившиеся варианты и проголосовать. В результате каждый участник мог выбрать для себя индивидуальный образ из представленных дизайнерами вариантов, который был произведен специально для него — таким образом мерч выражал личные интересы и увлечения участника, а общий визуальный стиль напоминал о принадлежности к клубу UP.

Примеры мерча, разработанного совместно с дизайнерами:

 

Тифлокомментарий. Вертикально ориентированный скриншот презентации мерча Garage UP!. Это шесть черных сумок, расположенных на изображении по две слева направо и по три сверху вниз. На сумках зеленым цветом предложены разные варианты мерча клуба. Например, текст «Мы тоже полетим в космос», рисунок собаки, рисунок ракеты и космических тел вокруг нее.

Переписка с Аней Григорян по поводу ее дизайна (публикуется с разрешения участника проекта)

Тифлокомментарий. Скриншот переписки (орфография и пунктуация сохранены).

— Аня, привет

А можешь мне файлом скинуть твою фразу про музыку для дизайнеров

Где ты от руки писала?

— Да, сейчас

У меня получилось так (приложен файл, где от руки синими чернилами написано «В трудные минуты нас понимает только музыка…»)

Вот

— Спасибо!


На примере занятий с отделом дизайна можно увидеть, что учебная программа была рассчитана в том числе на приобретение конкретных навыков, например составить техническое задание или найти информацию и вычленить из нее главное. И в то же время внутри каждого задания участники искали ответы на вопросы про себя: «Кто я? Что мне нравится? Что я выберу и почему это важно?». Таким образом, участники программы, изучая профессии внутри Музея, знакомились друг с другом и с собой на каждом занятии. 

«Захват» Музея и презентация проектов

После знакомства с музейными сотрудниками участники исследовали выставки и направления музейной работы. На заключительном этапе они готовили собственные мероприятия для «захвата» Музея на один день. Проектная деятельность клуба Garage UP! была разделена на два направления: создание публичного или просветительского события: медиации, мастер-класса, настольной игры, лекции; или собственной работы — инсталляции, живописи или скульптуры. Задача, которая была поставлена перед участниками: оставить след в истории Музея.

На один день ребята «захватили» «Гараж», чтобы рассказать о том, что их волнует. Большей популярностью пользовалась подготовка публичного события, такой формат был ближе самим ребятам, так как внутри программы было очень много живых примеров взаимодействия самого Музея с ними внутри клуба. Это было нагляднее и понятнее для подготовки.

Важно, что все проекты не объединялись единым нарративом, это событие было скорее коллективной попыткой запрограммировать день в Музее, в том числе освоить репрезентацию собственного «Я» в контексте большой культурной институции. Такое решение команды проекта было обусловлено и разным уровнем подготовки, и временем, отведенным на создание проектов. 

На подготовку индивидуальных проектов (от обдумывания идеи до монтажа) у участников был всего месяц, они могли приходить в пространства Музея в свободное, но оговоренное с организаторами время для подготовки проектов и всегда были на связи с рабочей группой проекта в чате в телеграме. Также были привлечены глухие и слабослышащие педагоги-художники, которые стали тьюторами при подготовке проекта.

Что получилось?

— 8 индивидуальных проектов + один групповой

— 3 мастер-класса

— 1 лекция

— 2 игры (собственная придуманная настольная игра и квест)

— 2 тотальные инсталляции

— 2 видеоарта

2 участника не смогли подготовить свои проекты (из-за загруженности и пропусков), но они участвовали в общей съемке видеоприглашения, встречали посетителей и помогали им на площадке в день события.

Подготовка к проекту велась в тесном контакте с координатором и педагогами проекта. Ниже представлены выжимки и черновики подготовки к проектам, публикуются с разрешения участников.

Скетч Таи Лебедевой к инсталляции «Антитотем»

 

Тифлокомментарий. Карандашный набросок на белом листе бумаги. Лист разлинован. В центре — изображение комнаты. Вид сверху. В комнате изображены круги и силуэты людей — это места расположения людей в пространстве. Больше всего кругов в правом дальнем углу.

Фото: Егор Слизяк

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Фотография комнаты. В комнате всего два небольших источника света красного и тепло-желтого цвета, отчего комната кажется темной. Слева черная стена, на ней висят маски, имитирующие лица людей. У стены спиной к ней стоит девушка и говорит на жестовом языке. Справа на фотографии и напротив девушки стоит группа людей: это подростки и, по-видимому, их родители.

На один день команда клуба внедрилась во все пространства Музея «Гараж», но онлайн-«захват» социальных сетей длился неделю. Участники по очереди владели нашими аккаунтами «Гараж для глухих» в нескольких социальных сетях, куда самостоятельно снимали и выкладывали истории о себе и своих проектах. В каком формате и что рассказывать участники решали самостоятельно. Это было важно, чтобы ребята чувствовали свою причастность не только к созданию проектов, но и к их анонсированию, привлечению своих близких, друзей, тем самым делая Музей «местом встречи». В рамках анонсирования командой Музея «Гараж» был снят приглашающий проморолик со всеми участниками проекта. Ознакомиться с ним можно по ссылке.

Ниже представлены участники и описания их проектов в рамках «захвата» Музея:

  • Лекция Глеба Полева «Мифология в компьютерных играх и в искусстве»
    Глеб рассказал о том, как компьютерные игры могут помочь в изучении искусства и поделился сравнительным анализом персонажей из видеоигры, заимствованных из искусства Древней Греции и Рима.

  • Игра Дианы Сафоновой GARAGE UP!
    Все желающие смогли поиграть в созданную Дианой настольную игру и лучше понять друг друга.

  • Медиация по проекту Ани Григорян «Это не конец»
    Аня поделилась своей историей о булинге в школе и предложила участникам медиации обсудить, как можно справляться с травлей и помогать тем, кто ее пережил.

  • Инсталляция Таи Лебедевой «Антитотем»
    Инсталляция Таи предлагала поразмышлять о том, как человек мимикрирует под окружение и теряет свое собственное «я».

  • Проект Стефании Ивановой «Конная прогулка»
    Проект Стефании освещал четыре направления взаимодействия лошади и человека в разные времена. В пространстве стеклянной комнаты были собраны не только видеоматериалы и коллажи, но и предметы, которые можно потрогать.

  • Игра Данилы Четверикова «Вторая жизнь»
    В своем проекте Данила исследовал тему переработки мусора и предлагал участникам вместе с ним поразмышлять об этом c помощью квеста и настольной игры.

  • Мастер-класс Кирилла Комаровского «Оп-арт: цвет и оптика»
    Участники поговорили о восприятии цвета человеческим глазом, цветовом спектре и об оптических иллюзиях. Кирилл познакомил всех желающих со своими любимыми произведениями оп-арта, которые используют игру с цветом, а затем все желающие смогли создать собственную оп-арт-работу.

  • Мастер-класс Полины Хаит «Превращение»
    Полина предлагала легко и быстро изменить нелюбимую одежду — так, чтобы она стала вызывать приятные эмоции, с помощью крафт мастер-класса.

Темы, форматы и наполнение проектов получились очень разными, мы намеренно не ограничивали участников одной общей темой или контекстом, а скорее отражали их личные интересы, самобытность и стремление занять свое место внутри большого музейного события. Предлагалась возможность объединиться в проекты, но воспользовались ею только две участницы, которые, помимо своих индивидуальных проектов, представили совместную видеоработу (это решение было принято в последние дни перед «захватом»). 

На всех зонах, как и на всех встречах клуба, был организован перевод с жестового языка для слышащих посетителей. На все события можно было прийти бесплатно по предварительной регистрации, а также визуально в пространстве Музея проекты ребят выделяли объемные кубы с их именем и фамилией (личное присутствие в Музее) и символикой Garage UP! , которая была разработана совместно с дизайнерами.

 

Фото: Егор Слизяк

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Запечатлен атриум Музея «Гараж». Это просторное светлое пространство. В центре атриума стоит квадратный стол. Вокруг стола сидят участницы и участники программы Garage Up!. Двое из участниц стоят у белой доски и презентуют свои идеи. На заднем фоне — много людей. Это посетители Музея «Гараж». 


После клуба

Сложности проекта

Ниже мы перечисляем сложности и ограничения, с которыми столкнулись и на которые мы обратим внимание при подготовке к следующему запуску клуба.

  1. Команда была очень неоднородна (в первую очередь по уровню подготовки), у всех ребят разный уровень погружения в контекст искусства и культуры, что иногда вызывало сложности при модерировании и темпе обсуждений.
  2. Разная занятость подростков и разные графики: не всем удавалось посещать две встречи в месяц. И чтобы ребята оставались в контексте встреч, после каждого занятия заранее выбранные пары участников, присутствовавших на встрече, писали отчет: кто был из спикеров и участников, тема занятия, основные факты.
  3. Ограниченность временного ресурса, вариант с продлением программы был чреват бóльшим количеством отпавших участников.
  4. Если говорить про команду организаторов, то на этапе подготовки индивидуальных проектов стало понятно, что три наставника на 10 человек — мало. Объем работы был очень большой: от помощи с идеей до монтажа и демонтажа.
  5. Неравномерное участие коллег из других отделов (выставочный отдел привлекался только на программе мастер-класса и знакомства, но не участвовал, например, в монтаже/демонтаже проекта).
  6. При координации самостоятельных проектов команда балансировала между свободным самовыражением участников и созданием «серьезного и вдумчивого искусства». В результате предпочтение внутри проекта было отдано самовыражению и приобщению к музею как к «третьему месту», месту встречи, ведь наша изначальная цель — дать возможность подросткам попробовать присвоить Музей с его ресурсами, а также вырвать их из привычного контекста для взаимодействия. 

Отзывы участников проекта:

Данила Четвериков (род. 2003, Старый Оскол)

«Мне участие в Клубе Garage UP! дало: умение отстаивать то, что ты хочешь видеть в своей работе, умение распределять время, визуализировать намного лучше свои работы, проекты, изучение и поиск, чего я хочу (инсталляция, выставка, квест, игра и т. д.). Также не бояться задавать вопросы, выступать перед аудиторией.

Естественно, я применял знания из клуба. Меня, начиная с этого года, подключили к проектам для глухих и слабослышащих в Дом Культуры ГЭС-2. Вот там я использовал знания в играх, в тур-квесте. И последнее — это квест «Культура» для летнего городского проекта для глухих детей «пик-пик!”»

Диана Сафонова (род. 2004, Москва)

«В Клубе мне дали возможность реализовать одну из кучи моих идей и познакомиться с новыми творческими людьми. Еще позволили узнать больше о том, как строить музей с нуля и как работать в нем. Полученные связи или знания в дальнейшем своем развитии не применяла, просто расширила свой кругозор — это тоже плюс».

Григорян Анна (род. 2008, Москва) — CODA (слышащий ребенок в семье глухих) 

«На самом деле, после участия в проекте Garage UP! мои успехи возросли в несколько раз. Я научилась дипломатии, в моем окружении появились люди с разными социальными статусами в определенных сферах.

После проекта я заняла 3 место во Всероссийском конкурсе «Как стать экскурсоводом» для глухих; снялась в выпуске про одаренных детей города Московского; также обо мне вышло несколько материалов в журналах и газетах; в июле я прошла стажировку от социальной защиты совместно с ГБУ «Моя Карьера», и в августе я улетаю во Владивосток в лагерь «Океан» на форум «Детских Общественных Советов». Проект от Музея «Гараж» дал мне толчок на новые достижения, покорение вершин и веры в себя!»

Поделиться