«Как будто бы райский сад»
Лена Холодова
В тексте автор строит диалог со зрителем, предлагая присоединиться к описываемым двигательным практикам, которые использовались в рамках лаборатории инклюзивного перформанса. Лаборатория проходила на базе ЦЛП г. Пскова в июне и сентябре 2021 г.
Мне зовут Лена Холодова, я независимая художница, и сейчас в фокусе моего исследования находятся темы инклюзивности и постколониальный дискурс в современном социокультурном контексте.
В июне и сентябре 2021 года я участвовала в инклюзивной лаборатории в качестве куратора. Лаборатория проходила в Псковском Центре лечебной педагогики, участниками были студийцы театральной студии «Я и Ты» при ГКЦ, равно как и нейротипичные участники, приглашенные через опен-колл.
В рамках лаборатории мы исследовали тему «райского сада» через перформативные практики, а именно через тренинги присутствия, соматику, движение, наблюдение, каларипаятту, а также через совместные приемы пищи, прогулки и путешествия.
Вопросы, которыми мы задавались, были: что есть любовь? Дружба? Мир? Как говорит ветер? Что я вижу прямо сейчас? А также те, что возникали в ходе наших совместных практик и наблюдений. Один из них был: что есть время и как его измерить? Есть ли время в райском саду?
В ходе одной из практик, а именно упражнения из авангардного танца буто, мы обнаружили, что времени для особенных участников нет.
Я предлагаю сделать эту практику вместе.
Встаньте у стены, засеките час и медленно идите к другой стене в течение этого времени. Наблюдайте за вашим дыханием, движением мысли.
Участникам мы предложили сделать эту практику в течение 15 минут. Мы встали в линию посреди зала и медленно направились к стене. Многие пришли намного раньше.
После обеда мы выходим в лес. Мы идем слушать музыку деревьев, ветра, пение птиц, шорох травы. Здесь мы не ограничены во времени.
Кто-то ложится под дерево, кто-то обнимает его ствол, кто-то выходит на луг. Все танцуют.
Чтобы сделать эту практику вместе с нами, вам нужно выйти в лес или парк, который есть в округе. Не торопитесь приступать, сначала найдите место, ваше место. Затем прислушайтесь. Возможно, чтобы услышать музыку пространства, понадобится какое-то время. Когда вы услышите и будете готовы, разрешите этим звукам танцевать вашим телом. Наблюдайте, но не оценивайте. Танцуйте столько, сколько хотите.
В предпоследний день первый сессии мы отправились в Изборск. Город находится в 31 км от Пскова, поэтому мы выехали прямо с утра.
Я сидела вместе с Андреем, и всю дорогу мы разговаривали. Он рассказал о том, что не хочет на море, что раньше жил в другом городе и о своих родителях, которых давно нет. Сейчас он живет с сестрой.
Мы вышли в Изборске у самого склона и пошли вниз. Мы смеялись и шутили, сделали привал и устроили пикник. Мы ели булочки, бананы, пили чай, разговаривали. Настя взяла бадминтон и иногда играла с Ильей.
После пикника мы пошли к оврагу, что за церковью и древним кладбищем. Мы собрались на краю оврага и кричали в него наши имена. Затем мы пели и танцевали на поляне.
Чтобы танцевать вместе с нами, сначала лягте на землю, почувствуйте ее всем телом, особенно той его частью, что лежит на земле. И из земли, как если бы мы были одной из травинок, начнем вырастать в небо. Медленно и неспешно, замечая все вокруг. Мы можем говорить здесь о времени, например взять на это 15 минут, но вы можете опереться на то, как чувствуете сами. Вырастая, ваше тело-травинка танцует с воздухом, под пение птиц и жужжание мух, тянется к небу и облакам, протягивается к солнцу.
Затем тело-травинка начинает увядать, так же медленно опускаясь и возвращаясь в землю. Мы снова лежим на земле, чувствуем ее каждой клеточкой, дышим землей, слушаем ее.
Вторая сессия случилась осенью, и это был холодный сентябрь, которого я ждала с нетерпением. Мы часто ходили в лес под дождем, собирали мусор, который затем мыли и играли на нем музыку.
Лев, слон, рыба, лошадь, говорит Андрей, — вот, что мы делали в зале. Древняя практика каларипаятту понравилась всем участникам, особенно то, что позы назывались как дикие животные.
У каждого из нас были и домашние животные, которых мы тоже знали по именам.
Утопия «райского сада» оказалась на короткий промежуток времени возможной и изменила нас всех. Здесь также возник вопрос о том, что есть практика как таковая, и стала явной иллюзорность разделения учитель — ученик, особенный — нейротипичный, час или пятнадцать минут.
Теперь я задаюсь вопросом: как создавать условия для произрастания «райских садов» в актуальном социокультурном контексте, как получить ключ для входа и как его не потерять.
Лаборатория «племя которое я» проходила на базе и при поддержке ЦЛП г. Пскова в июне и сентябре 2021 года.
Благодарю всех, кто сделал этот проект возможным: моего сокуратора Сережу Чехова, директора ЦЛП Царева А. М., руководителя театральной студии «Я и Ты» Сухареву О. Ю., участников проекта Ирину, Наташу, Эдика, Свету, Настю, Илью, Галю, Андрея, Надю, Марину, Таню, Андрея, Вадика, Диму, Катю, Милану, Дашу, Полину, Диану.