История термина «сенсорная безопасность». Как создавалась карта сенсорной безопасности ГМИИ им. А. С. Пушкина

Александр Сорокин, ведущий научный сотрудник ФРЦ МГППУ, научный консультант ГМИИ им. А. С. Пушкина

Евгения Киселева, куратор программы «Доступный музей», заведующая отделом междисциплинарных проектов ГМИИ им. А. С. Пушкина

Аннотация

Один из важных аспектов доступности публичного пространства — сенсорная безопасность, то есть отсутствие рисков для тех, кто имеет определенные особенности сенсорного восприятия (люди с расстройствами аутистического спектра (РАС), с эпилепсией и многие другие). В 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина стартовал проект «Доступный музей», а в 2017-м был сформирован Комитет по сенсорной безопасности. В его состав вошли ученые, тьюторы, люди с РАС и музейные сотрудники, работающие с группами таких посетителей, а также представители родительских ассоциаций. Они провели исследование музейного пространства и вместе создали карту сенсорной безопасности, чтобы посетители с особенностями сенсорного восприятия чувствовали себя в музее как можно более спокойно. Вариант карты ГМИИ им. А. С. Пушкина отличается от большинства аналогов тем, что акцент сделан именно на безопасности, а не на рисках — то есть отмечены залы с минимальной и умеренной сенсорной нагрузкой. Также в карте дана информация о том, что делать человеку, имеющему сниженный порог сенсорной чувствительности и попавшему в незнакомую обстановку, если нужно снизить уровень стресса. 


Поход в музей — событие, к которому готовятся и о котором потом вспоминают. Залы классической живописи и современные иммерсивные инсталляции обычно организованы так, чтобы впечатлить посетителей и вызвать яркие эмоции. Выставочные проекты подразумевают мультисенсорное воздействие, то есть включение разных чувств в процесс восприятия искусства. Но и дети, и взрослые в музее могут испытывать усталость и напряжение от ожидания, многолюдности, необходимости соблюдать правила и концентрироваться в течение долгого времени. 

Один из рисков, с которым сталкиваются посетители музея или галереи, — сенсорная перегрузка1, вызванная чрезмерной стимуляцией обоняния, осязания, вкуса, зрения или слуха. Также на восприятие человеком произведений пространственного и перформативного искусства и музейных экспозиций влияет проприоцепция2

Оказаться в состоянии сенсорной перегрузки может каждый, но сильнее всего рискуют люди со сниженным порогом сенсорной чувствительности. Они болезненно воспринимают раздражители, незначительные или вовсе незаметные для остальных. То, что не причиняет беспокойства одному, для другого может стать неприятным или невыносимым. Зачастую повышенная чувствительность связана с состоянием в настоящий момент (люди острее реагируют на раздражители, когда болеют, устали и т. д.), но также она может быть личностной чертой или одним из проявлений РАС, посттравматического синдрома, шизофрении или эпилепсии. При этом гиперчувствительность, имеющая психологическое происхождение, и клинические проявления расстройств психики имеют разные механизмы3

В медицинской литературе проявлениям сенсорной перегрузки и даже самой ее концепции уделяется недостаточно внимания, а основная рекомендация для людей со сниженным порогом сенсорной чувствительности — по возможности избегать раздражителей4. К тому же разные органы чувств обычно изучаются отдельно друг от друга, и обзора результатов исследований, который был бы полезен для планирования работы специалистам немедицинских профессий (например, сотрудникам музеев), пока не существует. В этой статье под снижением порога сенсорной чувствительности понимается только повышенная реактивность на обычные стимулы, когда непереносимость раздражителей проявляется в виде нежелательного поведения, в том числе желания покинуть музей. 

Наиболее часто особенности сенсорного восприятия упоминаются в контексте подготовки к посещению музея детьми, подростками и взрослыми с РАС. Согласно современным диагностическим критериям, для этих людей характерны, с одной стороны, определенные особенности социального взаимодействия и общения, а с другой — стереотипные формы поведения. Ко второй группе диагностических признаков относятся особенности сенсорного восприятия, которые в пятом издании «Диагностического и статистического руководства психических заболеваний» (DSM-5) определяются как «гипер- или гипореактивность к поступающим сенсорным сигналам (сенсорному входу) из окружающей среды, например, кажущееся безразличие к боли или высокой температуре, негативная реакция на определенные звуки или материалы, навязчивое обнюхивание предметов или прикосновение к ним и чрезмерная фиксация внимания на световых раздражителях или движении»5. В музейном контексте (за редким исключением) обычно проявляется гиперреактивность, то есть люди реагируют на сенсорные раздражители более остро. При этом появления гипореактивности (когда реакция, наоборот, слишком слабая) остаются незамеченными. Но необходимо понимать, что приведенный выше диагностический критерий не является обязательным, а сенсорные нарушения наблюдаются не у всех людей с РАС. 

Обычно сами люди с РАС или их сопровождающие знают о подобных особенностях и стараются избегать мест, где вероятность сенсорной перегрузки наиболее высока. Это одна из причин, почему музеям необходимо предельно честно доносить до посетителей информацию о том, какие прикладываются усилия по созданию комфортной с точки зрения возможных раздражителей среды и какие у этих усилий есть ограничения. 

У большинства музеев нет возможности полностью исключить сенсорные риски — и прежде всего речь здесь о раздражителях, связанных со слуховым и визуальным анализаторами. Эхо в залах, шум других посетителей, неожиданные или необычные звуки, которые издают экспонаты, громкий голос экскурсовода могут оказаться не менее опасны, чем очевидные риски, связанные со слишком ярким светом, резким перепадом освещения между залами музея и т. д. Но не стоит забывать, что и другие органы чувств страдают от воздействия раздражителей — например, от новых и интенсивных запахов или необходимости подниматься по длинным крутым лестницам. Иногда к перегрузке приводит невозможность реализовать потребность в каком-то сенсорном стимуле. Человеку, у которого есть привычка ощупывать углы предметов, будет некомфортно от отсутствия возможности это сделать из-за запрета трогать экспонаты. Одним словом, в таком необычном пространстве, как музей, трудно не только предотвратить, но даже выявить все возможные сенсорные риски. А при создании комфортной среды должны учитываться и другие риски, которые сами по себе сенсорными не являются: перепады высоты, отсутствие мест для сидения, открытые двери, опасные лестницы, незащищенные экспонаты и т. д. 

Сделать музейное пространство безопаснее можно несколькими способами, и главный из них — обучение сотрудников. Они должны владеть информацией об особенностях сенсорного восприятия и обладать навыками, позволяющими сделать посещение музея комфортным для всех посетителей.

Подготовиться к походу в учреждение, где присутствуют сенсорные риски, посетителям и их сопровождающим также помогают сенсорные карты. Они бывают разные. В некоторых обозначены только риски (места скопления людей и пространства с ярким светом и т. д.), в других — как риски, так и помещения, где они снижены. Ко второму варианту относится, например, сенсорная карта Британского музея. Места с высоким и низким уровнем шума, сильными запахами и большим скоплением людей в ней отмечены пиктограммами, а залы музея с естественным и приглушенным освещением — разными цветами. Такие карты содержат подробную информацию о сенсорных рисках и несомненно полезны тем, кто готовится к посещению музея, прокладывая возможный маршрут. Но нельзя не заметить, что их эффективность заметно снижается, если у человека снижен порог сенсорной чувствительности по нескольким направлениям, или модальностям. Следовательно, когда карта попадает в руки посетителю или сопровождающему прямо в музее, необходимо быстро принять решение, каких помещений лучше избегать.

Создание сенсорной карты, которая могла бы использоваться не только при подготовке к посещению музея, но и непосредственно на месте, стало одним из направлений проекта «Доступный музей», который стартовал в ГМИИ им. А. С. Пушкина в 2016 году. 

14 февраля 2017 года вышел приказ, согласно которому в музее был сформирован комитет по сенсорной безопасности. В него вошли: 

  • А. Сорокин (ФРЦ по организации комплексного сопровождения детей с РАС, Лаборатория нейрофизиологии Научного центра психического здоровья, Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения г. Москвы);
  • Н. Полякова (благотворительный фонд «Абсолют-Помощь»); 
  • И. Фликт (НУ ИПРПП ВОС «Реакомп»);
  • К. Новикова (благотворительный фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»); 
  • Ю. Ахтямова (РБОО «Центр лечебной педагогики»);
  • Е. Багарадникова (РОО помощи детям с РАС «Контакт»); 
  • И. Шпицберг и А. Стейнберг (Центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир»);
  • Сотрудники ГМИИ им. А. С. Пушкина: Т. Потапова (главный хранитель), В. Сергеев (главный инженер), И. Баканова (заместитель директора по научной работе), М. Жучкова (начальник отдела по работе с посетителями);
  • Участники рабочей группы «Доступный музей»: Е. Киселева, М. Дрезнина, О. Морозова и А. Джумаева.

Результатом встреч сотрудников музея и партнерских организаций стало решение сделать акцент на обозначении безопасных пространств, то есть помещений Главного здания музея и Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, где сенсорные и другие риски минимальны. Так появился термин «карта сенсорной безопасности». Участие в работе комитета людей с РАС, музейных сотрудников, работающих с такими посетителями, и представителей родительских ассоциаций позволило тщательно исследовать музейное пространство и создать именно такую карту. Она предназначена для того, чтобы посетители с особенностями сенсорного восприятия чувствовали себя внутри более спокойно и быстрее адаптировались. Карта ГМИИ им. А. С. Пушкина отличается от большинства зарубежных аналогов тем, что акцент сделан не на рисках — в ней обозначены залы с минимальной сенсорной нагрузкой, рекомендованные для первого посещения музея людьми со сниженным порогом чувствительности. Есть информация и о том, куда идти, чтобы уберечь от возможной перегрузки человека, попавшего в необычное место и в незнакомую ситуацию.

«Сенсорная безопасность» — новое направление не только для российских музеев, несмотря на то, что понятие безопасности известно со времен Цицерона и Сенеки. Слово securitas тогда означало отсутствие болезней, забот и оснований для беспокойства6. Этот смысл сохранился, но перестал быть главным. Появились новые — в первую очередь связанные с защитой от угроз и опасностей. Понятие Sicherheit (нем.), security (англ.), securite (франц.), seguridad (исп.), sicurezza (итал.) и т. д. распространилось по всему свету, либо наделив дополнительным смыслом близкие слова, либо создав явные и неявные кальки7. Но мир продолжает меняться, а вместе с ним меняются и представления о безопасности. В известном нам смысле это понятие утвердилось лишь в XX веке. Философ Александр Панарин считает официальной датой его признания и распространения 26 октября 1945 года — день ратификации Устава ООН большинством стран-учредителей и пятью постоянными членами одного из двух основных органов этой организации — Совета Безопасности. В этом контексте появление категории сенсорной безопасности в фокусе общественного внимания в XXI веке органично продолжает процесс осмысления безопасности как ключевой ценности человеческой цивилизации.

Составители карты сенсорной безопасности ГМИИ им. А. С. Пушкина стремились применить новый подход к созданию доступной среды в современном музее, при этом отдавая себе отчет в том, что идеального маршрута посещения не существует. Сенсорная безопасность — далеко не единственный критерий планирования похода в музей или знакомства с экспозицией. Залы с минимальной сенсорной нагрузкой предлагаются как наиболее доступные для первого посещения людьми со сниженным порогом сенсорной чувствительности. Предполагается, что эта информация будет полезна для посетителей, которые понимают, что музей прилагает усилия по созданию комфортной среды для людей с особенностями сенсорного восприятия, но не знают, с чего начать знакомство с экспозицией. Наглядная карта избавит их от сомнений и опасений.

С сенсорной безопасностью связаны не только обучение сотрудников и материалы на стойках музея. Это также один из акцентов программы по обмену опытом «Летняя школа инклюзивных практик» и конференции «Доступный музей», сопутствующей ежегодному Инклюзивному фестивалю, который проводится в ГМИИ с 2017 года. 

Весной 2018 года благодаря презентации инновационной карты на обсуждение музейного сообщества был вынесен новый критерий доступности — сенсорная доступность. В 2020 году рабочая группа проекта «Инклюзивный музей» ИКОМ России (А. Стейнберг, П. Богорад, Е. Киселева, Л. Талызина, Д. Халикова, Н. Черкасова при участии А. Сорокина и А. Шеманова) разработала глоссарий и перечень контрольных параметров по обеспечению комфорта посетителей с ментальными особенностями, где было предложено определение сенсорной безопасности (доступности) применительно к музеям:

«Сенсорная доступность — это комплекс мер, подразумевающих информирование о факторах сенсорного риска (физические объекты, функционирование которых оказывает существенное влияние на органы чувств и потенциально могущие вызвать сенсорную перегрузку), предоставление помощи в случаях сенсорной перегрузки, а также (когда это возможно) изменение некоторых объектов, вызывающих сенсорную перегрузку. Сенсорная доступность включает также информирование сотрудников и посетителей, не имеющих измененной сенсорной чувствительности, о правилах поведения в музее и на мероприятиях в случае посещения их людьми с измененной сенсорной чувствительностью и создание иных условий для их пребывания»8

Все это — лишь самое начало осмысления сенсорных рисков и сенсорной безопасности музейного пространства. Чем больше музейных сотрудников подключится к осмыслению этой задачи, тем больше полезных открытий и решений ждет нас в будущем.

1. Сенсорная перегрузка — состояние, при котором человек не справляется с потоком ощущений, поступающих посредством органов чувств, и может потерять способность к ориентировке в пространстве, самоконтролю и речи. Примеры: невозможность воспринимать одновременно телепередачу и разговаривать, дезориентация в пространстве при сильном шуме и т. п. (Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями. ИКОМ России, 2020).

2. «Проприоцепция (или мышечное чувство) — комплекс ощущений, возникающих благодаря работе мышечной системы организма. Благодаря проприоцепции человек научается сравнивать объекты, то есть проходит «первоначальную школу предметного мышления». Цит. по: Сеченов И. М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения / И. М. Сеченов // Русская мысль. — М., 1894. — Год пятнадцатый, кн. I. С. 255–262.

3. Acevedo, B., Aron, E., Pospos, S., & Jessen, D. (2018). The functional highly sensitive brain: a review of the brain circuits underlying sensory processing sensitivity and seemingly related disorders. Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences, 373(1744), 20170161. https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0161.

4. Scheydt S, Müller Staub M, Frauenfelder F, Nielsen GH, Behrens J, Needham I. (2017). Sensory overload: A concept analysis. Int J Ment Health Nurs. 26(2): 110-120. doi: 10.1111/inm.12303.

5. American Psychiatric Association. (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 5th ed. Arlington, VA: American Psychiatric Association.

6. Перси У. От Сенеки до publica sicurezza: эволюция понятия «безопасность» в итальянской культуре // Безопасность как ценность и норма: опыт разных эпох и культур. Отв. ред. Сергей Панарин. СПб.: Интерсоцис, 2012. С. 177–187.

7. Безопасность на Западе, на Востоке и в России: представления, концепции, ситуации. Институт востоковедения РАН. — Иваново: Иван. Гос. Ун-т, 2013. С. 8.

8. Перечень контрольных вопросов и рекомендаций по обеспечению доступности музея для посетителей с ментальными особенностями. ИКОМ России, 2020.


Изображение:
Карта сенсорной безопасности Главного здания ГМИИ им. А. С. Пушкина, зал греко-римского периода истории Египта, 2018.  @ГМИИ им. А.С. Пушкина 

Поделиться