Сборник «Диалог с подростком»
Маша Щекочихина — сотрудница отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж», редакторка-составительница.
Отдел инклюзивных программ представляет сборник «Диалог с подростком». Сборник объединяет проекты по работе с подростками, осуществленные отделом инклюзивных программ в 2022 году.
История составления этого сборника оказалась невероятно длинной и витиеватой, но мне как редакторке-составительнице показалось важным рассказать ее читателям. Эта книга выпускается отделом инклюзивных программ, хотя не имеет связи с широко распространенным пониманием инклюзии, к тому же большая часть материалов вовсе не связана с инклюзивной повесткой — так почему же так случилось?
В августе 2015 года в Музее современного искусства «Гараж» появился отдел инклюзивных программ. Его основной задачей стала адаптация выставочного пространства, а также публичных мероприятий для посетителей с инвалидностью: незрячих и слабовидящих, глухих и слабослышащих людей, а также людей с ментальными особенностями. В течение следующих трех лет отделом было выпущено три методических пособия по работе с посетителями с инвалидностью. Все три пособия были объединены общим названием «Музей ощущений» — тегом для всей профессиональной программы отдела инклюзивных программ. Однако к моменту публикации третьего пособия в отделе появилось гораздо больше новых направлений: программы для посетителей с миграционным опытом, обеспечение цифровой доступности, исследования, посвященные разнообразию, новой этике, стигме, а также проекты по профилактике распространения ВИЧ-инфекции. Неожиданно, но именно в ходе работы над последними и появился этот сборник.
Масштабы эпидемии ВИЧ в России и сложившиеся вокруг ВИЧ стереотипы заинтересовали нескольких сотрудниц и сотрудников Музея «Гараж» из разных отделов. Целью совместной работы стало исследование эпидемии ВИЧ как социокультурного феномена. Все больше погружаясь в проблему, мы поняли, что предметами исследования должно стать практически все: от официальных документов, которые регламентируют врачебную практику, до вопросов образования, воспитания и семейных отношений. И именно из интереса в исследовании последних и появился проект «Диалог с подростком», который длился в течение всего 2022 года и включал одноименные подкаст, серию встреч с родителями подростков и непосредственно сборник, который вы сейчас читаете.
Почему мне показалось важным рассказать эту запутанную историю? Дело в том, что эта практически детективная история о том, как появился сборник, наглядно демонстрирует, как сложно определить инклюзию и области ее обитания. Сегодня сотрудницы отдела инклюзивных программ — Люда Лучкова, Асель Рашидова, Соня Лукьянова, Алина Жекамухова, Лера Шпарло и я — склонны оставлять определение инклюзии недописанным с целью возможности его редактирования и добавления все новых и новых аспектов. Одним из возможных наиболее общих определений, которого мы придерживаемся, можно было бы предложить следующее. Инклюзия — это диалог разных людей друг с другом, это внимание и забота, бережное отношение и готовность слушать, а также готовность к тому, что собеседник откажется говорить; это поддержка и умение находить компромиссы, уважение к инаковости Другого; это многообразие взглядов и мнений и их равная представленность. Именно поэтому этот сборник не стал четвертым методическим пособием отдела инклюзивных программ, но коллекцией идей о том, как находить общий язык друг с другом.
Сборник состоит из двух частей: «Подросток, музей и инклюзия — что получится, если они встретятся вместе?» и «Сексуальное образование и причем тут музеи?». В первой части речь идет о подростках и подростковости вообще, а также о том, как мы собирали это знание. В этом смысле первая часть может быть интересна как взрослым (если, конечно, оппозиция «взрослый-подросток» вообще имеет смысл), взаимодействующим с подростками и стремящимися лучше понять своих собеседников-подростков, так и музейным сотрудницам и сотрудникам, поскольку каждый материал сопровождается повествованием о том, как и кем готовился материал. Из названия части становится понятным, что помимо темы подростковости, здесь также представлены материалы о проектировании музейных программ для подростков, а также о том, какими способами можно говорить с подростками об инаковости, иногда даже не проговаривая тему вслух. Можно сказать, что первая часть, таким образом, раскрывает один из аспектов истории о том, как появился сборник, а именно: отвечает на вопрос о том, почему сборник «Диалог с подростком» выпускается отделом инклюзивных программ, хотя к работе над ним были привлечены как сотрудницы и сотрудники других отделов Музея «Гараж», так и люди не работающими в музеях, и почему сборник все же продолжает серию выпущенных ранее методических пособий, но не заимствует название «Музей ощущений» и отказывает в наименовании методическим пособием.
Во второй части материалы отсылают к другому аспекту появления сборника — исследованию эпидемии ВИЧ в стране. Здесь объединены тексты, посвященные теме комплексного сексуального образования, включающего множество подтем: от выстраивания здоровых доверительных отношений внутри семьи до безопасности и заботы о себе и своем здоровье.
В завершении хотелось бы отметить, что с одной стороны, этот сборник представляет собой поиск ответов о том, как можно быть более бережными и внимательными друг к другу, с другой — это срез, позволяющий отследить, как менялось представление об инклюзии и о том, как проектировать музейные программы и мероприятия. Хотелось бы, чтобы книга стала поводом для размышлений не только на тему диалога с подростком, но и диалога друг с другом вообще.
ЧИТАТь СБОРНИК