Арт-программа для подростков «Ильхом»: близость и ощутимость этнокультурного разнообразия в музейной среде

Асель Рашидова — менеджер отдела инклюзивных программ Музея современного искусства «Гараж» (2021–2022). В рамках работы Асель реализовала социокультурные проекты для людей с миграционным опытом, в том числе арт-программу для подростков «Ильхом», фестиваль «Точка перемещения» и курс подготовки экскурсоводов с миграционным опытом. 

«Ильхом»: идея программы 

«Ильхом» — слово арабского происхождения, означающее «вдохновение», «воодушевление». Проект «Ильхом» — программа для подростков с опытом миграции и без, идея которой — знакомство с музейной средой и профессиональная ориентация в сфере искусства. Авторы проекта — Сания Бахитова и Валерия Романова, выпускницы курса подготовки специалистов по работе с людьми с миграционным опытом и опытом вынужденного перемещения, реализованного Музеем современного искусства «Гараж» в 2020 году.

Впервые «Ильхом» был реализован Музеем «Гараж» совместно с авторами проекта в октябре–ноябре 2021 года. «Ильхом» стал важной частью направления по работе с людьми с миграционным опытом, которое развивается в рамках инклюзивных программ Музея с 2019 года. Направление включает в себя разные инициативы, нацеленные на большее включение людей с миграционным опытом в музеи, развитие и поддержание этнокультурного и лингвистического разнообразия; среди проектов — экскурсии с переводом на центральноазиатские языки, курс подготовки экскурсоводов с миграционным опытом, ежегодный межинституциональный фестиваль «Точка Перемещения». 

Первый сезон программы «Ильхом» был посвящен музейному разнообразию города: участники побывали в пяти музеях Москвы: в Политехе, Новой Третьяковке, Еврейском музее и центре толерантности, Музее Востока и в Музее «Гараж», где они знакомились с экспозицией, а затем — в рамках мастер-классов — примеряли на себя различные музейные профессии: художника, реставратора, экскурсовода, куратора. Однако в процессе реализации программы проявились ее слабые стороны:

  • занятия предполагали больше индивидуальной работы, в результате не были созданы условия для взаимодействия между участниками;
  • участники были из более-менее одинаковой среды, у всех был тот или иной опыт миграции, что привело к возникновению в рамках программы замкнутой, искусственно созданной группы;
  • структура программы (одно занятие в одном музее) не способствовала глубокому и серьезному погружению в музеи, а только лишь первичному знакомству.

Понимая это, мы, авторы и организаторы, запустили второй сезон проекта — в марте 2022 года. Работа над программой началась в декабре 2021 года — разработка плана и принципа занятий, установление договоренностей с ведущими занятий, публикация анонсирующих текстов и непосредственно набор участников.

Набор участников, принципы и методы ведения программы

Набор участников происходил по опен-коллу — желающим нужно было заполнить и отправить анкету из десяти вопросов (от имени и возраста до интереса к музеям и профессиям). Думая о составе группы, организаторы распространяли анонс о наборе на программу по различным каналам: в чате с участниками первого сезона программы, на сайте Музея, в личных социальных сетях организаторов, через коммуникационные каналы некоммерческих организаций, работающих в сфере миграции. Целью было набрать группу, включающую как участников с опытом миграции, так и без — но одинаково интересующихся искусством и музеями, одинаково пребывающих в поиске себя и определении своего профессионального будущего. Таким образом представлялось возможным избежать искусственного создания группы людей с миграционным опытом, что никак не решает, а, возможно, только усугубляет их исключенность и невидимость в городской музейной среде. 

За две недели мы получили 27 анкет и провели собеседования с целью подробнее рассказать о программе и ее структуре и познакомиться с кандидатом, узнать в первую очередь о его мотивации и готовности регулярно и ответственно посещать занятия. Участниками программы стали 20 человек. Средний возраст — 17 лет (самым младшим было 14 лет: это преимущественно ребята из первого сезона; самым старшим — 24 года, это друзья программы, интересующиеся инклюзивными проектами для подростков). Родные языки участников — русский, кыргызский, памирский, дари, фарси, чувашский, итальянский, туркменский. В анкете (и в целом в ходе программы) мы старались не делать акцент на происхождении человека (вопрос про родной язык в большей степени практический, для учета необходимости перевода занятий). Тем не менее тема этнокультурного разнообразия всегда проходила красной нитью и, что важно, была на поверхности — видимой, близкой, естественной.

Программа состояла из двух частей, которые условно можно обозначить «теоретической» (знакомство с музейными профессиями через встречи с сотрудниками «Гаража» и освоение различных художественных форм) и «практической» (создание портретов друг друга в парах на основе интервью и объединение портретов в единое художественное высказывание).

Интересно, что в ситуации, когда содержательно занятия были «негибкими» (каждая встреча с сотрудником Музея предполагала определенный пласт знаний, которым кто-то уже владел, а кто-то узнавал впервые, был без опыта нахождения в определенной культурной и социальной среде), экспериментировать мы могли с форматом занятий и методами подачи информации. Так, при разработке занятий и подготовке к ним мы старались адаптировать язык и методы подачи информации с учетом того, что для кого-то материал может оказаться знакомым и понятным, а для других — новым, требующим большего внимания и времени для освоения. Например, важно преподносить информацию как нечто новое для изучения, избегая сравнений внутри группы (знает — не знает, был — не был в музее, например) или предположений о том, что что-то должно быть известно всем априори; не перегружать речь профессиональной лексикой, а если использование каких-либо терминов необходимо — раскрывать их суть, использовать примеры из жизни; выстраивать рассказ в диалоге и вовлекать в разговор/действие всех участников.

Интерактивные форматы, предполагающие взаимодействие между спикером и участниками, а также внутри самой группы, оказались наиболее удачными. По ответам на вопросы обратной связи больше всего понравились следующие занятия:

  • Коллективная арт-терапия: первая встреча-знакомство, которую провел арт-терапевт Филипп Жевлаков: участники рассказывали о себе, отвечая на неочевидные вопросы (например, «история вашего имени» или «каким животным вы бы хотели быть») и выполняя совместные действия — участники создавали общую работу, обводя разные части тела, свои или друг друга, на ватмане. Инструментом этой встречи стали в меньшей степени язык и речь, в большей — работа с телом в пространстве, движение, рисунок.

  • Мастер-класс по современному танцу и импровизации: следуя словам хореографа Банзая, ведущего мастер-класса, участники в выставочном зале Музея создавали импровизированный коллективный танец — взаимодействуя друг с другом или индивидуально, раскрепощаясь, обретая уверенность движений, невербального общения с людьми вокруг.

  • Знакомство с пиар-руководителем, СММ-менеджером и дизайнером: сотрудницы «Гаража» Саша, Алина и Уля создали общий мастер-класс о том, как говорить о чувствах и «продвигать» их, раскрыв таким образом суть своей работы. На примере слова «сопричастность» были показаны этапы пиар-кампании: формирование сообщения, определение его целевой аудитории, поиск визуального образа, а также форматов, инструментов и каналов продвижения, обозначение результатов. После участникам было предложено подумать над пиар-кампанией своего чувства: разделившись на группы, они рассказали о гордости, злости, сочувствии, тревоге.

Однако все встречи включали в себя те или иные интерактивные элементы: лекция сопровождалась мастер-классом или небольшими практическими заданиями. Так, на встрече с куратором был мастер-класс по созданию диалогов между картинами; менеджеры выставочных проектов предложили посчитать бюджет выставки; на экскурсии в архив «Гаража» участники отгадывали художника по элементам из его архива и собирали свой личный архив.

Итоговый проект «кто ты?» 

Интервью стало основой второй части программы: поделившись на пары, участники интервьюировали друг друга и, опираясь на разговор, создавали портрет собеседника в самостоятельно выбранной художественной форме.

Если встречи в рамках первой части шли каждое воскресенье в течение марта — начале апреля, то этот период был более гибким: ребята проводили интервью в удобное им время, самостоятельно работали над портретом. Мы со своей стороны подготовили и поделились документом с подсказками для интервью (как его организовать и провести, какие вопросы можно задать, как работать с полученным материалом) и портрета (было оговорено, что работа может быть в любой форме: текст, картина, фотография, коллаж, графика, перформанс, видео; в создании портрета может помочь наставник — человек, специализирующийся на выбранной участником художественной форме), а также итогового проекта, объединяющего все портреты в одном пространстве одним художественным высказыванием.

Активная работа над итоговым проектом началась во второй половине мая. Среди участников образовалась кураторская группа, в нее вошли все, кто заявил о желании продумать идею и визуализацию, создать план и тексты. На первой общей Zoom-встрече мы предложили два варианта реализации проекта — объединение портретов под общим названием «Ильхом» и создание события, завершающего арт-программу; или объединение более цельное и концептуальное — через создание самостоятельного художественного высказывания. Участники не задумываясь выбрали второй вариант и очень быстро и с большим энтузиазмом предложили идею, название проекта, возможное расположение работ, дополняющие мероприятия (открытие проекта, экскурсии). Названием стал вопрос «кто ты?» — простой, лаконичный, открытый и допускающий вариативность ответов или же их отсутствие. И одним из возможных ответов являются портреты, созданные участниками программы.

Портреты — попытка узнать другого человека и рассказать о нем. Работы участников обрели разные формы — рисунка, скульптуры, коллажа, мозаики, инсталляции, видео, текста, профиля в социальной сети. Однако все они оказались размышлением о внутреннем мире человека — его настроении, чувствах, ценностях, стремлениях, воспоминаниях.

 

Фото: Антон Доников, Музей современного искусства «Гараж»

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Запечатлено открытие итогового проекта «кто ты?». На переднем плане две девушки. Они стоят к зрителю спиной. Девушки смотрят друг на друга. Их изображения размыты. На заднем плане в центре фотографии запечатлен телевизор. Камера зафиксировала его четко. Зритель видит телевизор за счет пространства между девушками. Это старый телевизор в форме куба. Он черного цвета. На экране демонстрируется лицо девушки на фоне тюльпанов разных цветов. Лицо девушки расположено слева. Цветы расположены справа.

Например, видеопортрет Мадины, созданный другим участником программы Камилом. Название работы — «Башанд ғац» (памир. правильная девушка), но видео о том, что Мадина совсем не похожа на «правильную» памирскую девушку, о ее мечте создать женский футбольный клуб в Таджикистане, о постоянном противостоянии ее любви к спорту и представления окружения о нормах поведения девушки из Памира.

Портрет Камила создавала участница Аполлинария — это диптих «понять Россию умом». Одна из картин изображает Камила с видеокамерой в руках, на другой представлена его цитата из интервью «Мне кажется, нужно стараться быть хорошим человеком». Глазами Аполлинарии Камил — «скрытный наблюдатель, второстепенный персонаж, но именно в нем сосредоточена вся светлая суть человека, который знает, зачем идет по земле и что несет в мир».

Визуальное единство художественного высказывания участников программы обеспечивали черные линии, связывающие между собой работу, выполненную тем или иным участником программы, и его или ее портрет, выполненный другим участником. Линии стали основным визуальным элементом — они были в физическом пространстве, на различных информационных носителях (афиши, пригласительные, этикетки к работам). Эта идея также появилась у участников кураторской группы во время первой встречи — тогда вопрос «кто ты?» представлялся конструктом, в котором можно, в зависимости от ситуации, контекста и намерения, менять местоимения — кто ты/я/мы/вы/они? Разные местоимения исходили линией от центрального «ты», что имело схожесть с химической формулой — так, химия, химические элементы, соединения и реакции стали идейной и визуальной основой итогового проекта.

 

Фото: Антон Доников, Музей современного искусства «Гараж»

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Запечатлено открытие итогового проекта «кто ты?». На переднем плане четыре девушки. Они находятся перед художественной работой в виде белых переплетающихся, как паутина, нитей. Две девушки крайние слева и одна девушка крайняя справа стоят и слушают девушку в центре. Девушка в центре — участница программы «Ильхом». Она передвигается на инвалидной коляске. На фотографии она рассказывает о своей работе, указывая на нее левой рукой.

Большое содействие в создании проекта оказали сотрудники Музея «Гараж», в частности дизайнер Уля Савич, куратор Валентин Дьяконов, менеджеры Вика Титова, Лена Бугакова и Маша Калинина, инсталляторы Владислав Шомин и Дмитрий Андреев. 

Итоговый проект был доступен для просмотра в течение недели с 5 по 12 июня 2022 года в Мастерских Музея «Гараж» на ВДНХ. В течение этого времени участники организовали открывающее мероприятие, четыре участницы провели свои экскурсии по проекту. Посещение было бесплатным по предварительной регистрации. Всего за неделю проект увидели 156 человек. Участники программы придумали интересный способ знакомства с посетителями — им также предлагалось попробовать ответить на вопрос «кто ты?», заполнив анкету и прикрепив ее к стене у входа в зал с портретами. Вопросы в анкете взяты из многим знакомых с детства анкет: мое имя, знак зодиака, любимое место в любимом городе, любимая еда/цвет/праздник, главное достоинство, самое счастливое событие. За время работы итогового проекта собралось около 80 анкет, по которым можно собрать портрет посетителя.

 

Фото: Антон Доников, Музей современного искусства «Гараж»

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Запечатлено открытие итогового проекта «кто ты?». На фотографии небольшое помещение с белыми стенами. В помещении много естественного света. На переднем плане запечатлена группа людей. Это участницы и участники программы «Ильхом» и гости открытия. Люди повернуты спиной к зрителю. Они все смотрят и слушают одну из участниц программы. Она стоит на заднем фоне и повернута к зрителю анфас. Она находится у текста о проекте. Текст размещен на стене. У девушки в руке микрофон, она рассказывает о проекте.

 

Фото: Антон Доников, Музей современного искусства «Гараж»

Тифлокомментарий. Цветная фотография, ориентированная горизонтально. Запечатлено открытие итогового проекта «кто ты?». На фотографии — небольшое помещение с белыми стенами и бетонным полом. В помещении много естественного света. В центре запечатлена группа людей. Это участницы и участники программы «Ильхом». Люди повернуты к зрителю лицом. Они позируют для групповой фотографии на фоне текста о проекте. Текст размещен на стене. Все улыбаются, кто-то широко расставил руки, кто-то машет в камеру.

«Ильхом»: итоги второго сезона, мысли участников и организаторов

Итоговый проект «кто ты?» программы «Ильхом» стал неожиданно для всех, в том числе организаторов, масштабным, громким, глубоким, искренним заявлением ее участников.

«Ильхом», подобно самому вопросу «кто ты?», представляет из себя программу-конструктор, которая может меняться — расширяться или, наоборот, сужаться, принимать неожиданные формы, выходить в новые места, вовлекать разных людей — в зависимости от ситуации и пожеланий участников. Показательно, что изначально — в декабре 2021 года — мы задумывали программу, выстроенную вокруг выставки художницы Лидии Мастерковой, которая должна была открыться в Музее «Гараж» в марте 2022 года. Однако в условиях новой реальности — в конце февраля — начале марта 2022 года — мы были вынуждены перестроить программу: вместо одной выставки как содержательной центральной оси мы стали говорить о прошедших или абстрактных выставочных и музейных проектах и в целом решили сместить фокус на коллективные действия, соприсутствие, соучастие и взаимоподдержку (именно тогда появилась идея начать программу с совместной арт-терапии, включить занятия по современному танцу и импровизации). При этом суть программы остается неизменной — знакомство с музейным миром и создание внутри него среды, способствующей взаимодействию между людьми, которые в других условиях с малой вероятностью оказались бы рядом и объединены одним действием, целью и ценностями.

Для того чтобы понять, насколько новые форматы комфортны и интересны участникам, мы старались следить за динамикой внутри группы, получать постоянную обратную связь и прислушиваться к ней. В процессе становились явными слабые стороны, главным образом организационные. Можно назвать две основные:

— Нам было важно, чтобы тема этнокультурного разнообразия была видимой, близкой и понятной, но нам удавалось это делать «молчаливо», а открытый и прямой разговор оказывался неаккуратным (например, во время мастер-класса по интервью было предложено взять интервью у певицы Манижи, и, чтобы познакомить с ее творчеством тех, кто не знаком, мы включили ее песню «Недославянка»; после просмотра одна из участниц недоуменно говорила: «Очень интересно, но я ничего не поняла») — разговор на эти сложные темы требует более длительной и продуманной подготовки и обдумывания каждого действия, слова.

— Мы не всегда могли уделить достаточно внимания каждому участнику — это обуславливалось, с одной стороны, разным подходом и методами работы спикеров встреч; с другой — сжатыми сроками и большими объемами работы (например, при подготовке итогового проекта мы в большей степени положились на тех участников, кто был больше подготовлен (участники художественных школ), и не смогли равно вовлечь в процесс тех, кто тоже хотел, но у кого не было соответствующего опыта).

Это те аспекты, над которыми необходимо думать в случае продолжения программы. Тем не менее второй сезон программы все же оказался значимым этапом как для команды инклюзивного отдела Музея в его стремлении развивать и поддерживать работу с сообществами, так и для самих участников, о чем свидетельствуют их ответы в опросе обратной связи. Приведем в завершение некоторые из них:

В тот момент нам особенно была нужна поддержка и сплоченность. Благодаря всем участникам и организаторам «Ильхома» мы их получили. Это здорово!

Первый опыт самый запоминающийся, я смогла узнать, чем живут другие люди, как они себя видят и что для них важно. 

В начале было неловко, некоторые ребята очень хорошо разбирались в искусстве, и поэтому чувствовалась некая напряженность. Занятие с Банзаем очень помогло раскрепоститься, а работа над выставкой нас очень сблизила с ребятами.

Это был тот самый шанс — попробовать себя в роли куратора или других сотрудников музея искусств, а об этом я думала неоднократно в качестве будущего дела.

Так вот. Организация, темы встреч и абсолютно не сковывающая атмосфера сделали свое дело. Каждое воскресенье шла с чувством того, что «ура! Наконец-то сегодня будет что-то интересное».

Организация итогового проекта — абсолютно новый опыт. Не помню, когда мои мысли охватывали столько задач одновременно, не помню, когда ежедневное общение не тяготило. Хотелось бегать и кричать от энергии. Все ребята, организаторы, рабочие двигались и суетились, ежесекундно возникали новые идеи. Казалось, что создается что-то значимое. Так и случилось. Для нашего проекта и для каждого участника, мне кажется, действительно случилось что-то значимое.

Поделиться