Олег Баранов
Going Down
Going Down
Новая работа Олега Баранова для программы Garage Archive Commissions — Going Down — продолжает его проект «Теория разбитого сердца», в котором постоянный протагонист художника по имени Олег Баранов переживает последствия своего разрыва с женой. Начатый в 2019 году цикл составляют несколько видео, представляющие размышления героя об этой личной катастрофе в формате перформативного монолога.
Монологи Баранова-персонажа «записаны» в разнообразных будничных обстоятельствах, например на вечеринке или при просмотре присланного бывшей женой видео, задействуют намеренно рутинные сюжеты и демонстрируют открыто наивную и уязвимую позицию говорящего. Важной частью серии является разработанная художником компьютерная игра, повествующая о путешествиях Баранова-персонажа в незнакомый город и мир сновидений, которая будет представлена в компьютерном классе «Ушедший мир».
«Теория разбитого сердца» не является исповедальным или терапевтическим проектом. Наделяя протагониста своим настоящим именем и внешностью, но вымышленными историями, Баранов-художник расставляет перед зрителями классическую ловушку ассоциации героя с личностью и биографией автора. История разрыва между Барановым-персонажем и его женой в данном случае выполняет роль эмоционально напряженного образа, через который художник обращается к различным занимающим его общим проблемам: вопросам идентичности, тревожным размышлениям о мире на грани катастрофы, изменениям восприятия и отношений между людьми с распространением виртуальный реальности.
В Going Down объектом внимания Баранова-художника становятся системы коммуникации и распространения, хранения и производства информации. Его интересуют случайные и намеренные разрывы, искажения и прочие несовершенства этих систем, способствующие радикализации воображения, мифологизации образов и возникновению путаницы между реальностью и вымыслом. Объектом исследования Баранова в архиве Музея «Гараж» стали материалы о выставке «Художник вместо произведения, или Прыжок в пустоту», прошедшей в мае—июне 1994 года в Центральном доме художника (в настоящее время — Западное крыло Новой Третьяковки). Созданная группой российских и иностранных кураторов, включая Андрея Ерофеева (упомянутые материалы принадлежат преимущественно к его архиву), выставка стала одним из первых в Москве масштабных смотров произведений актуальных и ключевых для послевоенной истории искусства художников Западной Европы и США. Одновременно проект включал в себя работы центральных участников московской неофициальной художественной сцены. Таким образом кураторы выставки стремились не только демистифицировать «западное» современное искусство для московской аудитории и самих российских организаторов, но произвести «склейку» художественных сцен, развивавшихся по разные стороны железного занавеса.
Работа с проблематикой подобной прерванной коммуникации и конструктов «западного» искусства и «советского неофициального искусства» — не единственная причина, по которой проект «Художник вместо произведения» попал в область интересов Олега Баранова. Тематически выставка была выстроена вокруг практик, задействующих работу с двойниками или alter-ego художника, что близко его методу. Кроме того, Баранова заинтриговала путаница, связанная с участием в проекте его любимого автора Энди Уорхола — сведения в материалах архива относительно этого факта расходятся, свидетели и организаторы выставки путаются в воспоминаниях. Присутствие Уорхола ощущается во многих аспектах практики Баранова: например, из текстов «отца» поп-арта художник заимствует намеренно простой, несколько отвлеченный и иногда сентиментальный тон повествования, а его фильмам посвящает свой подход к созданию видео. Для Олега Баранова частная, обретенная им в результате работы в архиве Музея «Гараж» фантазия о появлении работ Уорхола на выставке «Художник вместо произведения» имеет персональное сентиментальное значение и выступает смысловым нервом проекта.