Группа «Малышки 18:22»
«12 магических историй в подземелье»

Практика группы «Малышки 18:22», основанной в 2018 году в Томске сестрами Никой и Аксиньей Сарычевыми, строится на работе со стереотипными образами «девчачьего».

Ярко-розовый цвет, стразы и блестящие ткани, атрибутика сказочных персонажей являются обязательными элементами городских интервенций, тотальных инсталляций, перформансов и других произведений «Малышек 18:22». При этом их искусство затрагивает вполне взрослые и лично важные для художниц темы: сложные семейные связи, гендерное неравенство, насилие и агрессию в обществе, социальные проблемы родной для Сарычевых Западной Сибири. Подобный контраст между нарочитой наивностью образов и жесткостью содержания служит главным нервом художественного метода группы.

Смысловым центром инсталляции Сарычевых для программы Garage Archive Commissions является видео «12 магических историй в подземелье». Эта работа — ремейк хранящейся в архиве Музея «Гараж» видеозаписи «Синие носы представляют 14 перформансов в бункере» (1999), определившей формирование одноименной арт-группы. Согласно популярным в конце 1999 года спекулятивным предсказаниям, наступление третьего тысячелетия и переход обозначения текущего года с 99 на 00 должен был обернуться повсеместным отказом операционных систем и «технологическим апокалипсисом». Международная группа художников, в том числе будущие участники коллектива «Синие носы» Александр Шабуров, Вячеслав Мизин, Дмитрий Булныгин и Константин Скотников, принимают решение осмыслить надвигающуюся катастрофу, смоделировав ее последствия. Вместе они запираются на несколько дней в бункере, где начинают создавать искусство. Одним из результатов этой самоизоляции стала серия коротких ироничных видеоперформансов, у героев которых на лицах были — подобно клоунским носам — синие пластиковые крышки от бутылок.

«Малышки 18:22», аналогично движимые тревогой, связанной с глобальными изменениями в мире, предлагают свою версию «14 перформансов». В то время как «Синие носы» скорее с юмором смотрели в будущее, фантазируя о появлении «новаторского искусства, которое должно возникнуть в отсутствие высоких технологий», «Малышки 18:22» сосредоточены на настоящем и мыслят свои видеоперформансы — «цикличную сказку» — как средство проработки различных современных страхов и травм. В то же время для «Малышек 18:22» взаимодействие с материалами архива Музея «Гараж» послужило поводом глубже проанализировать факторы, повлиявшие на формирование их художественной идентичности, которую Сарычевы, с одной стороны, ощущают как неотрывную от локального художественного контекста, а с другой — ему чужеродную. Для молодых томских художниц участники группы «Синие носы» видятся значимыми и авторитетными участниками сибирской художественной сцены, чьи методы (создание искусства «на коленке» и использование нарочито простого языка) и художественные позиции (ирония, трикстерство, взгляд «маленького» человека) оказали значительное влияние на ее развитие. Подмечая и в своей практике определенные сходства с приемами «Синих носов», «Малышки 18:22» тем не менее стремятся отделить себя от их позиций и подчеркнуть принципиальное отличие своего подхода к художественному осмыслению реальности, которое описывают как «мужики смеются, девочки плачут».

Группа «Малышки 18:22»

Галерея
Избранные пресс-материалы
Надевай берцы, топчи сердце
1 / 5
The Blueprint
1 / 5
The Blueprint