Евгений Антуфьев «Без названия»
Дата:
С человеком, если он обманул, ничего поделать нельзя.
А волк, если меня обманет, я
его все равно догоню, достану. Днем и ночью буду за ним идти, но достану. Я этого волка все равно убью, хоть куда он убежит. Я знаю, где он будет, куда пошел, зачем пошел. Все равно вычислю его, добью. А с человеком так не поступишь.
Иван Оюн
Евгений Антуфьев работает с темой индивидуальной и коллективной памяти, обращаясь не только к историческому нарративу, но и к телесному опыту — желаемому или избегаемому, связанному с восприятием тактильно-активных материалов и пространственных ситуаций.
Становление художественного языка Антуфьева происходило на фоне возраставшей популярности постколониальных и документально-архивных дискурсов, потому сочетание в его творчестве искреннего интереса к нестандартному социальному поведению с исследовательской въедливостью и опора на ремесленничество как способ художественного производства стали залогом быстрого взлета его карьеры в 2010-х. Так, по приглашению куратора Массимилиано Джони он участвовал в выставке «Остальгия», прошедшей в 2011 году в Новом музее в Нью-Йорке, а в 2016 году принимал участие в Европейской биеннале «Манифеста 11», проходившей в Цюрихе под руководством художника Кристиана Янковского.
Объект «Без названия» — центральный элемент инсталляции «Сияние», показанной в 2011 году в московской Gallery White. В проекте, основой которого стала история тувинского охотника Ивана Оюна, созидательный образ волчицы противопоставлялся вредительско-хищному образу волка.
В Музее «Гараж» этот объект Антуфьева демонстрируется как самостоятельная скульптура. Вне контекста проекта «Сияние» на первый план выходит телесность волчицы, фактура тканей смытого цвета и экспрессивность работы; острее ощущается контраст ее массивного корпуса с тонкими струйками молока. Интимность таинства кормления, уязвимость матери, ее усталость и отстраненность становятся независимыми сюжетами для художника, разворачиваясь в поле образов от героизированной Капитолийской волчицы до скорбных крупов лошадей в работах скульптора Берлинде де Брёйкере.