Александр Сигутин «Иерархия в искусстве»
Дата:
В проекте «Иерархия в искусстве» Александр Сигутин иронически обыграл универсальный конкурентный настрой среды, где любой художник мечтает быть выше прочих, а каждый искусствовед настроен на то, чтобы обрести профессиональный вес.
Сигутин предложил художникам измерить свой рост. В итоге была сформирована таблица, где сразу выявились лидеры высокого искусства. Самым высоким стал художник из Нидерландов. Забавно, что представитель западного искусства оказался выше локального. После Александр Сигутин суммировал все данные и вывел среднестатистический рост московского художника — 167 см.
Для художественных критиков, кураторов и искусствоведов автор придумал другую процедуру измерения профессиональных качеств. Их предлагалось взвешивать, чтобы определить меру весомости в художественной среде. Лидером оказался критик Андрей Ковалев. По итогам измерения искусствоведческого круга был выявлен средний вес — 66 кг.
Проект исследовал также аудиторию актуального искусства, то есть был своего рода социологическим инструментом для понимания того, кто интересуется такой странной практикой. Зрители записывали в таблицу свой возраст, который варьировался от школьного до пенсионного.
По итогам проекта Сигутин создал свою «палату мер и весов»: деревянную жердь, которая соответствовала росту среднестатистического художника, и мешок картошки, эквивалентный весу среднестатистического критика. Аудиторию представлял торт с 28 свечками: это был средний возраст посетителя галереи в Трехпрудном переулке.
Таким образом, «Иерархия в искусстве» была ориентирована на анализ феномена, который искусствовед Виктор Мизиано назвал «тусовкой» — главной движущей силой художественного процесса 1990-х.
О ГАЛЕРЕЕ В ТРЕХПРУДНОМ
Галерея в Трехпрудном переулке стала местом притяжения для художественного сообщества, которому после долгих лет стагнации культурных процессов и идеологических запретов были жизненно необходимы яркие и запоминающиеся события.
В Трехпрудном встречались те, кто представлял самые разные художественные течения и направления. Сюда приходили опытные, познавшие международный успех младоконцептуалисты, чья история была связана с галереей APTART. Здесь появлялись заносчивые, радикально настроенные московские акционисты и не менее самонадеянные молодые искусствоведы — студенты МГУ, которые только-только входили в достаточно закрытый профессиональный круг. Сюда также наведывались прекрасные тусовщицы и тусовщики, любители неоавангарда, имена которых история не сохранила. Независимые поэты, рок-музыканты, театральные деятели и даже чиновники министерства культуры — все стремились попасть на «трехпрудные четверги». Да и сами художники, обитатели мастерских — для Москвы достаточно экзотичные представители региональных художественных школ — через тактику взаимодействия находили свое место в художественном мире столицы и вовлекали в свою орбиту все новых и новых персонажей.
Галерея в Трехпрудном стала тем местом, где формировалась абсолютно новая среда, где зарождались важные связи и обсуждались самые острые и насущные проблемы развития современного искусства. Дружественное общение и полемически настроенная коммуникация привлекали множество зрителей, которые и сформировали, по сути, художественный мир Москвы 1990-х.