1 / 5
Спальни
Жилые пространства в домах-коммунах проектировали практично, для удовлетворения основных физиологических потребностей. Например, считалось, что в спальне человек проводит меньше всего времени, поэтому ее размеры можно значительно сократить. Площадь спален в Доме Наркомфина составляла около 9 м², высота потолка — 2 м 15 см. Кроме того, архитектор Моисей Гинзбург проектировал жилые ячейки так, чтобы спальни располагались окнами на восток — для лучшего освещения в начале дня.
Спальня верхней ячейки F. Фото Н. Васильева. 2020. Иллюстрация из книги «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня», 2023
Гигиена
На смену ваннам из дореволюционных квартир приходят душевые. В некоторых проектах домов-коммун они и вовсе общественные, как, например, в Доме-коммуне рабочего жилищно-строительного кооператива (РЖСКТ) «1-е Замоскворецкое объединение» по адресу ул. Лестева, 18 в Москве. Это связано не только с обобществлением быта, но и с экономическими издержками — в стране не хватает металла на водопроводные трубы, сантехника в дефиците. Несмотря на это, архитекторы все-таки стараются сделать жилище комфортным и гигиеничным. В Доме Наркомфина в ячейках типа K были ванны или душевые кабины с горячей водой, а само пространство санузла освещалось ленточным окном.
О том, какое впечатление должны были производить на современников дома с горячей водой и ванной, можно прочесть в стихотворении Владимира Маяковского «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру».
Умывальник в верхней ячейке F. Фото Н. Васильева. 2020. Иллюстрация из книги «Архитектура Дома Наркомфина вчера и сегодня», 2023
Кухонный элемент
Личные кухни в домах-коммунах заменяют столовыми, которые могли обеспечить полноценное горячее питание всем жильцам. В проекте дома переходного типа Моисея Гинзбурга кухни все-таки существовали, хотя весьма условно. В Доме Наркомфина был спроектирован «кухонный элемент», который компактно размещался в шкафу и на площади 2 м2. Подразумевалось, что горячую еду в жестяном судке жильцы могут приносить к себе в ячейку из столовой. Позднее, уже после войны, жильцы смогли установить в кухонных нишах газовые плиты.
Проект кухонного элемента. Иллюстрация из книги Моисея Гинзбурга «Жилище», 1935
Коммунальный блок
Советская власть уделяла много внимания вопросам саморазвития и образования граждан. Зарядка на свежем воздухе, чтение, интеллектуальные занятия должны были стать общепринятой нормой. Поэтому в проектах новых жилых комплексов часто предусматривались коммунальные блоки и клубы, организующие досуг жителей. Например, в коммунальном блоке Дома Наркомфина, соединенном с жилым корпусом галереей на уровне второго этажа, планировалось разместить гимнастический зал, библиотеку и столовую. Однако в силу обстоятельств уже в середине 1930-х блок отдали под детский сад, просуществовавший там до войны.
Роберт Байрон. Коммунальный блок Дома Наркомфина. 1931–1932. Источник: pastvu.com
Плоские крыши
Под влиянием Ле Корбюзье и его «Пяти отправных точек современной архитектуры» у советских архитекторов входят в моду плоские крыши. Они играют роль общественного пространства, где можно отдыхать, загорать и заниматься гимнастикой. Плоскими крышами обладают Дом Наркомфина, Дом Госстраха на Малой Бронной и здание Центросоюза на Мясницкой. А в общежитии студгородка в Лефортово на крыше даже был бассейн.
Александр Родченко. Солнцепоклонники. Из серии «Студенческий городок Лефортово».1932. Источник: russiainphoto.ru
1 / 5