«По направлению к источнику» — первый проект Музея современного искусства «Гараж», в котором художникам было предложено провести исследование в архивной коллекции Музея и по результатам сделанных открытий создать новую работу или разработать собственную интерпретацию документов архива.
Пять участников проекта — художники разных поколений, с разными стратегиями — в течение восьми месяцев пристально изучали коллекцию. На основе своих исследований они пришли к новому пониманию архива, документов, оказавшихся в центре их внимания, и исторических обстоятельств, породивших эти документы.
Художники СССР, особенно андеграундные, тратили много энергии на архивную деятельность, видя в ней альтернативу официальному историческому повествованию. Критическая работа с институциональным архивом, однако, ранее не велась. Выставка обращается к проблеме субъективности, на которой основываются устные свидетельства и личные истории, и связывает между собой прошлое и настоящее. Участники проекта помещают коллективную историю искусства в новую перспективу, находя в следах деятельности своих предшественников точки отсчета для нового понимания истории или пристрастного диалога с прошлым.
Ольга Чернышева (род. 1962, Москва; живет и работает в Москве) сосредоточила внимание на архиве Леонида Талочкина. Вячеслав Курицын (род. 1965, Новосибирск; живет и работает в Екатеринбурге и Москве) изучал собрание статей об искусстве и вырезок из российских газет 1900–1920-х годов. Владимир Логутов (род. 1980, Самара; живет и работает в Самаре и Москве) сконцентрировался на архиве Фонда «Художественные проекты». Андрей Монастырский (род. 1949, пос. Печенга Мурманской обл.; живет и работает в Москве) работал с архивом Игоря Макаревича. Кирилл Савченков (род. 1987, Москва; живет и работает в Москве) занимался собранием библиотеки, архивом Фонда «Художественные проекты» и видеоархивом «Гаража».
Архивная коллекция «Гаража» представляет собой крупнейший в России публичный архив, посвященный русскому искусству в период с 1950-х годов до наших дней. Созданный в 2012 году и постоянно пополняемый, он включает свыше 400 000 единиц хранения, переданных галереями, художниками, коллекционерами и кураторами. Архив сосредоточен на сборе и изучении материалов, связанных с историей так называемого неофициального советского искусства и современной российской арт-сцены. Он включает статьи, опубликованные в российских и зарубежных изданиях с конца 1970-х годов; библиотеку фотоматериалов, где хранятся фотографии выставок, портреты художников и репродукции их работ, сделанные в 1960–2010-х годах; видеодокументацию выставок и перформансов, происходивших в Москве с 1985 года; корпус текстов, написанных художниками и датированных 1960–1990-ми годами; а также неопубликованные статьи критиков, биографии художников, пресс-релизы, каталоги и другие выставочные материалы (1985–2013).
Проект «По направлению к источнику» приурочен к первой Триеннале российского современного искусства в «Гараже» — крупнейшему обзору актуальных художественных практик в регионах России. С помощью этих двух выставок, которые знакомят международную аудиторию с российским искусством, «Гараж» надеется привлечь внимание к людям, создающим художественную сцену в современной России.
Куратор выставки: главный куратор Музея «Гараж» Кейт Фаул совместно с куратором архива Музея «Гараж» Сашей Обуховой.