Специально для выставки в «Гараже» Томас Деманд воссоздал историю, связанную с американским IT-специалистом Эдвардом Джозефом Сноуденом, который обнародовал секретные документы американского Агентства национальной безопасности, касающиеся тотальной слежки американских спецслужб за перепиской и телефонными разговорами граждан других государств. В связи с этим 14 июня 2013 года в США Сноудену были заочно предъявлены обвинения в шпионаже и похищении государственной собственности. Вскоре он бежал из США вначале в Гонконг, затем — в Россию, где пробыл больше месяца в транзитной зоне аэропорта «Шереметьево». На фотографиях Деманда — предположительное место пребывания Сноудена в Шереметьево. Глухое пространство без окон, каждый элемент которого как будто редуцирован до знака: стол, кровать, лампа и так далее. В этой знаковости, макетности как будто уже заключена опасность: лишенные любых индивидуальных черт, мы, зная историю Сноудена, наделяем эти предметы свойствами зловещих объектов, которые вдруг кажутся инструментами слежки и обнаружения. Одна из фотографий словно доводит до предела ситуацию лежания на кровати в малогабаритной комнате и смотрения в потолок: он уплощается, становится прототипом элементарного игрового поля или модернистской решеткой и, кажется, точно передает ощущение наступления нового времени для отдельно взятого человека, в котором понятного столько же, сколько в первые минуты новой видеоигры.

Поделиться