Хроники истории
Томаса Деманда интересуют моменты и ситуации, которые относятся к политическому, к представлению власти, к истории необратимых действий, которые полагают новые точки отсчета современной истории. Выбор их репрезентации, а впоследствии реконструкции словно смещает наши отношения с прошлым, проявляет неочевидные механики присутствия события в публичном поле и ретроспективно запускает рефлексивный процесс в диапазоне от допущений «а что, если бы» до «что же случилось на самом деле».
7.1 Комната управления. 2011
На это фотографии — реконструированная комната управления атомной электростанции «Фукусима-дайити» или «Фукусима-1», на которой в марте 2011 случилась авария самого высокого, седьмого уровня (та же категория была присвоена аварии на Чернобыльской АЭС) по Международной шкале ядерных событий. При этом единственное, что указывает на исключительность происшествия, — отвалившиеся потолочные панели. Сам Деманд говорил, что, «глядя на фотографии из Фукусимы, мы смотрим не на саму катастрофу, а на изображение катастрофы». Изначальное изображение было сделано на смартфон одного из сотрудников Токийской энергетической компании, которые прибыли на место катастрофы. И уже четыре дня спустя это изображение было невозможно найти в неотретушированном виде: комната управления была фактически в нетронутом виде, все панели были на месте и ничего на изображении не указывало хоть на малейший сбой в работе станции.
7.2 Парламент. 2009
Эта работа отсылает к многократно воспроизведенной фотографии опустевшего парламента ФРГ в Бонне, который, просуществовав тридцать лет, в 1999 году переехал в Рейхстаг в Берлине. Угол, с которого снят кадр, оставляет за его пределами собственно президиум. Строгий интерьер, темная мебель и латунные заклепки как будто единственные свидетели достойной истории западногерманской демократии после завершения Второй мировой войны. История разделенной Германии официально завершена, будет ли безболезненным объединение и транзит институтов власти в Берлин — до сих пор вызывает известные вопросы.
7.3 Голосование. 2018
Кабинки для голосования, которые должны гарантировать независимость и конфиденциальность политического выбора каждого, больше напоминают детский конструктор или уменьшенную модель самих кабинок, в которых явно невозможна приватность. Деманд не первый раз обращается к базовой демократической процедуре (например, в работе «Избирательный участок»), фиксируя то, что стало очевидным в мире за последние двадцать лет: выбор политической силы меньше всего решается в индивидуальных кабинках для голосования, которые превратились в пустотелый знак. А сама процедура стала максимально хрупкой и абстрактной.
7.4 Задний двор. 2014
Этот ничем не примечательный задний двор является двором дома, где жил с женой и ребенком Тамерлан Царнаев, обвиненный вместе с братом Джохаром Царнаевым во взрывах на Бостонском марафоне в 2013 году. После теракта в прессе циркулировали изображения, связанные с жизнью братьев Царнаевых, в том числе и «оригинал» этого изображения, на котором была видна фигура женщины, выходящей из дома. В отсутствие человека, как будто с усиленной резкостью и контрастностью, центром композиции становится пышно цветущее вишневое дерево, сразу придающие изображению идиллический вид.
7.5 Выход на посадку. 2004
На фотографии воспроизведено изображение, сделанное с камер видеонаблюдения ранним утром в аэропорте города Портленд, штат Мэн, во время досмотра вещей Мухаммеда Атты, который в этот же день, 11 сентября 2001 года, пересев в Бостоне на самолет компании American Airlines, осуществил таран Северной башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.