Мобильный гид по выставке Томаса Деманда «Зеркало без памяти»

Музей современного искусства «Гараж» представляет первую в России выставку немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий. Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает.

Выставка «Зеркало без памяти» состоит из нескольких фрагментов и распространяется на два этажа Музея. Первый этаж посвящен осмыслению идей макетности и модели, которые являются фактически альфой и омегой искусства Деманда. Через взаимодействие с архитекторами (японским бюро SANAA и британско-швейцарским бюро Caruso St John) Деманд всесторонне тематизирует модель, ее жизненные циклы, внутреннюю динамику, режимы синхронизации с физической реальностью и т. д. На втором этаже эта диалоговая энергия приобретает другие очертания, и первое, что видит зритель, поднимаясь по лестницам, — подвесные конструкции-кинотеатры, где показываются фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге. Эти кинопавильоны, спроектированные Демандом, — парящие модели, отдаленно отсылающие к конструктивистскому формообразованию. В свою очередь фильмы Клуге являются видеопродолжениями или видеоинтерпретациями трех работ Деманда, представленных на выставке: «Хранилище», «Пять глобусов», «Руина».

Основная часть выставки объединяет работы 1991–2021 годов: последний цикл создан специально для «Гаража» и посвящен истории Эдварда Сноудена. В этом смысле выставка Деманда становится фактически сложной системой отражений не только сюжетов, намеченных во взаимодействии с архитекторами и Александром Клуге, но и самой реальности и наших представлений о ней, которые регулируются сегодня ненадежностью памяти, общими конвенциями относительно тех или иных событий или субъективными переживаниями.

Куратор: Екатерина Иноземцева

Поделиться