Места искусства
Томас Деманд регулярно обращается к «местам искусства», в которых искусство производится, хранится или показывается. Он препарирует набор представлений ad hoc относительно труда художника (вроде относительно ранней работы «Амбар», сделанной по фотографии, где Джексон Поллок и Ли Краснер находятся в своей мастерской — реальном амбаре), долгосрочного хранения произведений, которое далеко не всегда музейного свойства и не направлено на «сохранение и популяризацию».
10.1 Аттракцион. 2013
Работа, которая выглядит как символический привет Деманда Парку Горького и его истории, на самом деле родилась из пособия по «хорошей фотографии» начала шестидесятых. Там рассказывалось о том, как за счет короткой выдержки добиться эффекта «замороженного мгновения». Деманд сделал то же самое, но с долгой выдержкой. Когда художник строил из бумаги этот аттракцион, в студии не хватило места, чтобы разместить скульптуру вертикально. Мысленно переверните этот объект на девяносто градусов, и тогда вы увидите, как он был построен.
10.2 Мастерская. 2014
Разбросанные по полу куски цветной бумаги отсылают скорее к детской студии, нежели к мастерской стареющего Анри Матисса, который в 72 года после тяжелой операции больше не смог работать со станковой картиной и придумал новую коллажную технику — декупаж. В известном смысле эти обрезки бумаги — характерная ситуация и для самого Деманда, вечное лишнее, утиль, археологический слой, покрывающий пол во время работы. Кстати, в свою мастерскую Деманд практически никого не пускает: никто не свидетельствует процессу и не имеет возможности создать образ «художника за работой», к которому испытывает особую слабость массовая культура.
10.3 Приземление. 2006
Одна из самых ироничных работ в этом смысле — «Приземление», отсылающая к практически комедийной ситуации, произошедшей в музее Фицуильям в Кембридже. Один из посетителей искал отдел живописи и понял, что приближается к крылу с прикладным искусством, где стояли китайские фарфоровые вазы династии Цин. Он развернулся, но оступился на собственном шнурке и буквально упал в вазы. В связи с этим вспоминается замечание Барнетта Ньюмана, которое приводит Розалинд Краусс в статье «Скульптура в расширенном поле»: «Скульптура — это то, обо что ты обычно спотыкаешься, когда отходишь назад, чтобы получше разглядеть живописное полотно».