Мы находимся в Западной галерее Музея «Гараж». В этой галерее собраны так называемые «Ежедневные фото» — меньшие, чем другие отпечатки в экспозиции, они как будто не дотягивают до впечатления каждого дня: это то, что мы едва ли улавливаем боковым зрением — объявление на фонарном столбе, торчащие провода, оставленные на лестнице стаканчики и т. д. По словам художника, эти фотографии начались как «упражнение в скромности… Я много думал о разных правилах, устанавливая для себя правила. На одну такую фотографию я должен был тратить не больше недели, а не три месяца или три года. И я должен был сделать их самостоятельно, без армии людей, мне помогающих. И авторская перспектива должна напоминать взгляд фланера, когда ты видишь что-то, проходя по улице или путешествуя».

Установив свод правил, что резко контрастирует с предметом изображения, Деманд, во-первых, замечал нечто на улице, из чего могла бы получиться подобная зарисовка, а, во-вторых, нашел, наконец, применение бесконечным фотографиям, сделанным на смартфон в надежде когда-нибудь как-то их использовать. Еще одно обстоятельство — «ежедневные фото» более вариативны в смысле композиции: они не имеют, по словам художника, архитектурной значительности, как крупноформатные фотографии, это условно не «окна», а просто фиксированные виды различных незначительностей, чаще всего снятые не в помещении. Выход за пределы мастерской, проверка метода буквально на открытом воздухе — и, добавим, при калифорнийском свете, ведь Деманд начал эту серию, когда жил и работал в Лос-Анджелесе — делают «Ежедневные фото» воздушной прослойкой во многих экспозициях Деманда. Собранные в одном пространстве, они не складываются в серию, которая принципиально не завершается, но усиливают плотность визуальных микрособытий, настраивая глаз на регистрацию на якобы незаметного и вторичного. Они отчасти напоминают механику социальных медиа с фиксацией ежедневных впечатлений или микрособытий, замещая или полностью вытесняя текст и, шире, слово как адекватный инструмент фиксации реальности.

Поделиться