Патриша Пиччинини
род. 1965, Фритаун, Сьерра-Леоне. Живет и работает в Мельбурне, Австралия
Утешительница. 2010
Силикон, стеклопластик, сталь, лисий мех, человеческие волосы, одежда. 60 × 80 × 80 см
Помет. 2010
Силикон, стеклопластик, сталь, волосы людей и животных. Скульптура: 16 × 46 × 41 см, подушка: 63 × 59 см
Собрание Ольбрихта
Кажется, что в списке материалов, используемых художницей Патришей Пиччинини, наряду с шерстью животных и волосами людей вполне могли бы фигурировать искусственные модели различных ДНК. Гиперреализм и биомиметическое (то есть искусственно смоделированное по образу живой природы) качество существ, которых создает художница, идут вразрез с нашей склонностью к упрощениям и ярлыкам: они в корне подрывают представление о том, что значит быть человеком. Вполне возможно, что покрытая волосами девочка-подросток, нежно именуемая утешительницей, страдает от гипертрихоза — заболевания, которое считается генетическим расстройством или результатом мутации. Однако единственный предмет ее забот — это некое бесформенное, судя по всему, новорожденное, существо, над которым она с любовью склонилась. В «Помете» три беззащитных младенца спят, тесно прижавшись друг к другу, они слишком хрупкие, чтобы заботиться о том, кем или чем они являются.
Хотя сегодня мы вроде бы немало знаем о биотехнологии и ее инструментах — генной инженерии, межвидовом скрещивании и т. д., встреча лицом к лицу с физической «инаковостью» ставит нас перед неизбежным вопросом о том, готово ли общество совершить эволюционный переход на новый уровень терпимости и взаимодействия. В этом смысле демонстрируемые Пиччинини биологические виды выглядят весьма осторожно: вполне вероятно, что их инертность и безжизненность скрывают нашу тревогу перед лицом будущих встреч.