В чем мы можем быть уверены, рассматривая будущее, — это в том, что оно будет предельно фантастичным.

Артур Кларк,
писатель-фантаст

Этот раздел выставки предлагает новый пространственный опыт и, соответственно, иные перспективы разговора о грядущем мире. Открытые пространства предыдущей части экспозиции, проницаемые общими (и одновременными) проблемами человечества в настоящем, здесь сменяются «капсульными» версиями будущего, а также различными сценариями возможных действий.

Первая анфилада залов представляет автономные художественные вселенные, поселившиеся в «космической» выставочной архитектуре — переработанном наследстве прошедшей выставки. Удивительные существа, подвергшиеся генетическим мутациям или экспериментам (скульптуры Патриши Пиччинини), новые образы межвидового сотрудничества (объект Томаса Сарасено), этические парадоксы генных исследований (работа коллектива УЛЬТРАФУТУРО) и синтетическая биология на службе эволюции (динамическая видеопроекция Саши Пофлеппа) ставят вопросы о межвидовых границах, в том числе о пределах человеческого. Их сюжеты не столько определяют контуры будущего, сколько отражают неустойчивый, спекулятивный характер нашего представления о нем.

Каким образом сохраняются виды растений (инсталляция Сергея Кищенко) и виды планеты (слайд-проекция Джона Рафмана)? Что натурального в пластиковой бутылке воды (объект Памелы Розенкранц)? Задаваясь вопросами о том, что останется прерогативой человека в эпоху искусственного интеллекта (CGI-фильм Лоуренса Лека), кто выживет в измененной человеком среде (иммерсивная инсталляция Rimini Protokoll) и как в условиях перенаселения противостоять продуктовому кризису (проект Гинтса Габранса), эти (анти)утопии, вдохновленные новейшими научными и технологическими горизонтами, предлагают новые парадигмы сосуществования природы, человека и нечеловеческих видов.

Поделиться