En

род. 1943, Нью-Йорк. Живет и работает в Нью-Йорке

B-52 в слезах ангела. 1972
Деревянный ящик, земля, растение Helxine soleiroli. 60 × 78 × 15 см
Предоставлено художником

Прототип (песочница B2). 2006
Деревянный ящик, песок. 72 × 52 × 8,5 см
Предоставлено художником

Марта Рослер представляет собой редкий, если не уникальный, пример художника, который в огромном разнообразии используемых средств неизменно обнаруживает мощный политический и критический заряд. К арсеналу природных материалов, ставших в конце 1960-х художественными средствами (в основном это были земля, камни и песок), Марта Рослер добавила живую материю и практику выращивания растений, словно привив феминистское начало преимущественно маскулинному ленд-арту. Используя отсылку к традиционному распознаванию военной авиации по силуэту, в работах 1972 и 2006 года Марта Рослер создала комментарий о влиянии войны на окружающую среду.

В 1972 году художница создала живую скульптуру из растения солейролия (Soleirolia soleirolii), также известного как слезы ангела (или слезы ребенка — baby’s tears), запечатлев на нем контуры знаменитого самолета B-52. Этот стратегический бомбардировщик состоял на вооружении американских ВВС во время войны во Вьетнаме, а количество сброшенных B-52 бомб и снарядов с напалмом, по мнению экспертов, превышает число снарядов, сброшенных на протяжении всей Второй мировой войны. Взятый на вооружение США в 1955 году, этот самолет по-прежнему остается основным в классе дальней бомбардировочной авиации. В свою очередь стелс-бомбардировщик B-2 использовался американской армией в военных конфликтах в Косово, Афганистане и Ираке, поэтому его контуры в скульптуре «Прототип» (2006) помещены в песчаный ландшафт. Как и в возобновленной в 2000-е знаменитой серии фотомонтажей «Возвращая войну домой» (1967–1972), в этой работе Марта Рослер словно реанимирует в новом веке свои художественные стратегии эпохи Вьетнамской войны.

Поделиться