Такаси Мураками о граффити в Японии
В своем «Инстаграме» художник рассказывает о создании инсталляции для Атриума «Гаража» и коллаборациях с японскими граффитистами.
Такаси Мураками: Прямо сейчас я работаю над подготовкой инсталляции для своей персональной выставки в московском «Гараже» (@garagemca) вместе с MADSAKI (@madsaki), его другом и другими японскими художниками-граффитистами (@fukitalltokyo, @tengaone, @onezker) и делаю посты в «Инстаграме» о ходе работы.
Всякий раз, стоит мне запостить фотографии работ MADSAKI и snipe1, кто-нибудь комментирует: TOY, — или: No skill («без навыков»). Я этого не понимал, поэтому спросил Такуми Касено (@ksnyang), который руководит проектами Kaikai Kiki (@kaikaikikigallery), связанными с граффити, в чем тут дело. «О, это такая пренебрежительная характеристика этих художников, — ответил он. — Граффити в США очень сложны в техническом плане, что художники подчеркивают. Думаю, отсюда эти пренебрежительные отзывы. В Европе спектр признанных манер шире: хотя есть очень умело выполненные работы, существуют также художники, которые делают вещи, характеризуемые как toy или no skill — причем безоценочно, — художники, отдающие предпочтение намеренно небрежному или детскому стилю. Не думаю, что следует воспринимать такие характеристики, как no skill, в однозначно негативном ключе. MADSAKI и snipe1 много лет прожили в США, поэтому для них слова о том, что они не уделяют должного внимания технике, как это принято в Америке, звучат, вероятно, обидно. Но есть и другие, например, UFO (@ufo907), который всегда делал “детские” работы: после многих лет создания таких произведений, не вызывающих у него никакого стыда, это стало его стилем. Так что, хотя эти комментарии к твоему посту “Инстаграме” могут показаться обидными, ценности, на которых они базируются, не являются безусловными».
Думаю, это разумное объяснение.
Но меня больше занимают субъективные взгляды художников. Иначе говоря, как выглядит реальность с точки зрения японских граффитистов? Когда я встретил MADSAKI, он уже показал свою серию «Ваннабе», в которой с помощью краски-спрея изображал на холсте исторические шедевры. Это отличалось от стрит-арта в обычном понимании, и наше сотрудничество началось, когда я купил одну его работу из этой серии.
Когда MADSAKI в юности жил в США, он входил в группу под названием Barnstormers, лидером которой был Дэвид Эллис. Но потом MADSAKI вернулся в Японию. Тут он стал разрабатывать свой стиль: писал спреем непристойные шутки и модные логотипы на небольших панелях, поскольку, как я понимаю, создание своего стиля очень важно для художника-граффитиста. Но когда начинаешь писать на холсте, то есть переходишь в контекст современного искусства, по-моему, речь идет уже не только о стиле. Конечно, такие художники, как Жан-Мишель Баскиа или Кит Хэринг, имели каждый свой мощный стиль, но, думаю, MADSAKI пришлось уйти внутрь себя, чтобы отыскать источник творчества. Я обсуждал с ним этот и другие вопросы и выяснил, что его отношения с женой висят на волоске. Тогда я предложил ему написать жену — так он начал работать над серией «Жена». С этого момента MADSAKI, можно сказать, перестал быть уличным художником или граффитистом.
Серия «Жена», написанная в его грубом стиле, была очень хорошо принята, и MADSAKI постепенно приобретает уверенность. Но надо спросить: нужны ли тут вообще технические навыки в смысле стрит-арта?
Мы не можем отрицать, что в Японии искусство граффити началось с подражания американцам и европейцам. Но нет правила, которое предписывало бы изображать в граффити будничные сюжеты, как это делает MADSAKI. Думаю, сочетание личных нарративов со стилистикой японских граффити позволяет возникнуть оригинальному художественному языку. В этом смысле комментарии вроде toy или no skill могут стать благой вестью, предсказывающей будущее японского граффити.