Во время подготовки выставки «Будет ласковый дождь» занятые на монтаже специалисты рассказали, как устроена работа над произведениями художника, и чем необычна выставка в «Гараже».

Фумито Кобаяcи

Сотрудник компании RIDEAWORKS INC.

Когда я в первый раз работал в галерее Мураками Kaikai Kiki в Токио, мне удалось наклеить принты на стены очень ровно — стык в стык. В тот день Мураками заехал галерею и, ничего не сказав, уехал. Уже потом мне объяснили, что молчание Мураками — наивысшая похвала.

После этого эпизода Мураками пригласил меня на монтаж его раздела экспозиции на выставке «Louis Vuitton и страсть к творчеству» в Гонконгском художественном музее в 2009 году, а затем стал отправлять на свои выставки по всему миру — в Версаль, Доху, Лондон, Чикаго. Я очень волновался перед поездкой в Москву: объем принтов для поклейки в «Гараже» был беспрецедентно большим.

Мы получаем эскизы, разработанные Мураками, готовим их к печати, а затем выводим на широкоформатном принтере. Мы печатаем изображения в очень высоком разрешении. Наша команда состоит из 15 человек. В основном мы печатаем на обоях, на пленке для стекла и некоторых других материалах.

Как правило, на выставках Мураками мы работаем с небольшим объемом поверхностей. Но в «Гараже» мы обклеиваем стены, пол, потолок и окна. В этот раз мы напечатали очень много разных вещей — принты на серебряно-металлическом материале, на прозрачной пленке для стекла, на материале с фактурой традиционного японского сусального золота — во всем мире увидеть такое можно только здесь.


Томоко Сугимото

Консультант отдела живописи компании Kaikai Kiki Co., Ltd., Нью-Йорк

Я встретила Такаси спустя полгода после того, как начала работать в его студии. Тогда я училась в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке. Один из моих друзей работал у Такаси, который в то время расширял студию. Сейчас я руковожу отделом живописи в филиале его студии в Нью-Йорке и являюсь хранителем и художественным консультантом.

В самом начале я работала над очень небольшими картинами — шириной около 60 см. Теперь работы все больше — Мураками будто пытается бросить вызов самому себе, создавая картины до пяти метров в высоту!

Сначала у Такаси появляется идея, затем команда дизайнеров прорабатывает ее в цифровом виде. Мы получаем эти материалы в нью-йоркской студии, распечатываем, накладываем на шелкографические экраны и переносим на холст, проверяем, чтобы совпадали все оттенки. Если Такаси говорит, что все хорошо, мы завершаем работу: наносим краски, покрываем лаком — это совместное творчество. Сколько человек участвует в процессе — зависит от размера работы. Если картина небольшая — достаточно двух живописцев, если огромная — работают три-четыре человека.

Я работаю и в студии (в основном в Нью-Йорке, но бываю и в Японии, в головном офисе в Миёси), и на больших выставках в музеях как хранитель, то есть слежу за состоянием работ, если что-то повреждено — исправляю. Это два разных направления — создание работ и обеспечение их сохранности.

Выставка в «Гараже» заметно отличается от других проектов — прежде всего потому, что Такаси решил воссоздать здесь мастерскую. Кажется, что мы находимся действительно в его студии, перенесенной в другую страну, — и это очень комфортно. Прямо сейчас мы работаем над двумя новыми картинами — золотой и платиновой панелями с сияющими черепами. Мы завершим их за две недели.

В каталоге выставки «Будет ласковый дождь» опубликованы интервью куратора проекта Екатерины Иноземцевой с другими работниками студии Мураками — компании Kaikai Kiki Co., Ltd. и людьми, которые сотрудничают с художником, отвечая за производство различных продуктов: от картин и скульптур до сувениров и костюмов для вечеринок.