Примером использования симметрии и равенства служит «Первая структура» — скульптура, послужившая прототипом для ряда последующих работ Араина. Внешне простая, она допускает множество различных интерпретаций, проливающих свет на образ мыслей художника. Разработка Араином собственного скульптурного языка тесно связана с его политической позицией, включает восприятие американского империализма как силы разрушительной и для культуры, и для международных отношений. Хотя позднее Араин более открыто и ясно высказывался на эти темы, геометрия «Первой структуры» дает представление о взглядах художника. Кортни Мартин проводит прямую параллель между политической позицией Араина и очертаниями «Первой структуры». «Икс-образные формы, возникшие за счет скрещения диагоналей в “Первой структуре”, возможно, отсылают к Малколму Иксу или Майклу Иксу — не столько в качестве прямой передачи символа, сколько как отрицание значений, вчитываемых в работы Араина на основании его происхождения, — пишет она. — Так же, как использование Малколмом Иксом буквы было отказом от “рабского имени” и указанием на отсутствие африканского имени, “Икс” в работе Араина указывает на способность абстракции передавать значение без обращения к изобразительности». В Лондоне Араин был неприятно удивлен, что его абстрактные работы часто объясняютcя его происхождением — из мусульманской страны, где существует восходящая к Корану традиция запрета на изобразительность. Зрители также объясняли фрагментарный характер его искусства указанием на опыт отделения Пакистана от Индии. Араин вскоре убедился, что художникам из третьего мира отказано в праве на чисто концептуальное мышление.

Кроме того, использование диагонали связывает Араина с ранней революционной абстракцией: диагональные композиции часто встречаются в супрематизме и конструктивизме. Неожиданное использование «икса» как формы и в то же время выражения взглядов художника можно найти у Николая Суетина, ученика и последователя Малевича. Абстрактный рисунок Суетина 1924 года содержит следующее утверждение: «Ни беспредметность, ни предмет. Что? Я отвечаю “Икс”. Это значит сумма моей живописной мысли на мир и значит ответ на вопрос осязания современности». Вероятно, Суетин имел в виду, что его супрематические композиции прежде всего следует рассматривать как идеи, которые действуют в мире, не будучи чисто интеллектуальными или материальными. Араин также не акцентирует внимание на текстуре, используя средства, достаточные для воплощения идеи.

Поделиться