Выставке «Человек как рамка для ландшафта» ничего не мешало бы стать ретроспективной, последовательно раскрывающей «эволюцию творческого метода, начиная с самых ранних работ». Однако она совсем не ретроспективная, и отношения со временем у нее крайне сложные, поэтому «ранние работы» в данном случае — это детские рисунки, созданные Пепперштейном начиная с семилетнего возраста. Надо сказать, что только указание на дату позволяет вычислить, что эти вещи были созданы ребенком, затем подростком, однако кажется верным утверждение художника, что рождение произведений напоминает естественный процесс проявления, «выныривания» образов из некой орнаментальной структуры — и снова их погружение, так что вполне вероятно, они продолжают свое существование в невидимом для нас режиме. Художник Пепперштейн словно появился уже сформированным, в завершенном виде, он, как колобок, перекатывается через разные ландшафты искусства, делая их заметными, и снова исчезает.

Отдельная комната-инсталляция связана со знакомым каждому школьному мученику состоянием, когда в ожидании конца урока ты входишь в почти транс, выполняя последовательность монотонных действий (ковыряние парты, смотрение в окно, на затылок впереди сидящего) или погружаясь в настоящую медитацию. Для Пепперштейна таким «объектом глубинной медитации» было лицо учителя — самое страшное, что можно найти в классной комнате. Это лицо становится средоточием всех живописных кошмаров — фрагменты Гойи, Брейгеля, Босха срастаются в монструозного Франкенштейна.

Поделиться