Мобильный гид к выставке Павла Пепперштейна «Человек как рамка для ландшафта»
Павел Пепперштейн (род. 1966, Москва) с самого начала своей художественной жизни, точкой отсчета которой вполне можно считать детство в кругу московских концептуалистов, — один из самых деятельных мифотворцев современного российского искусства, изобретатель систем, вселенных, новых языков, городов и политических проектов. Персональная выставка в Музее «Гараж» — это попытка полноценной «инспекции» самых заметных и влиятельных мифов, созданных Пепперштейном в разное время — с 1970-х и до сегодняшнего дня. От экстатических или, наоборот, сверхпродуманных видений будущего мира, религий, культов, верований и ритуалов до альтернативных реальностей, существующих в параллельных режимах и модальностях.
Выставка «Человек как рамка для ландшафта», на которой представлены как новые, так и никогда прежде не показывавшиеся в Москве работы, — не ретроспектива в строгом смысле слова, она не развивается по последовательно-хронологическому принципу (время вообще крайне условная и, по всей видимости, преодоленная категория в искусстве Пепперштейна). Его художественная практика живет в логике орнамента, постоянно расширяющегося и дополняющегося раппорта, куда вплетаются литературные впечатления, философские размышления, опыты переживания реальности в измененных состояниях сознания, политические утопии и многое другое. В этом «нейроорнаменте» существуют различные проекты художника, которые всплывают на поверхность и становятся видимыми, и затем исчезают вновь, чтобы проявиться в других художественных, литературных или музыкальных экспериментах. Архитектура выставки, напоминающая последовательность герметичных комнат-капсул то ли реального космического корабля, то ли кубриковской «Космической одиссеи», способствует погружению в каждый из сюжетов и их переживанию как некоей альтернативной реальности, выцеженной из потока ежедневной рутины, воспоминаний, детских впечатлений, видений.
В каждой комнате есть небольшая экспликация, которую посетитель может взять с собой. Эти описания, проясняющие (или, наоборот, затемняющие) суть происходящего, были составлены на основе беседы с художником, которая состоялась 24 января 2019 года в его мастерской. Вероятно, произойди этот разговор в другой день или в другом пространстве, выставка была бы снабжена иным комментарием, а интерпретации «событий» внутри комнат-капсул приняли бы совершенно другое направление. На основании вышесказанного зритель волен сколь угодно расширять и дополнять предложенные интерпретации, конструировать собственные диалоги с художником и продолжать производство орнаментальной структуры искусства Павла Пепперштейна.