Если работы из скорлупы и ракушек, несмотря на свою декларированную, мгновенно видимую хрупкость, все-таки обладают объектностью, конкретностью твердого тела, то, например, произведения «Три кучи угля» или «Песчаный ковер» существуют как концептуальные проекты, их восстанавливают, создают заново для каждой выставки.

Глядя на «Три кучи угля» практически посередине Центральной галереи Музея, стоит упомянуть о работах Бротарса, так или иначе связанных с Бельгией. Он бесконечно вариативен в использовании национальных символов и атрибутов: мидии — излюбленное блюдо, уголь — то, чем жила Бельгия в девятнадцатом и двадцатом веке, основа экономики страны, цвета бельгийского флага появляются во многих работах художника. Также одной из центральных тем для Бротарса остается колониальное прошлое Бельгии, которую он осваивает и в больших проектах, и в сравнительно малых объектах.

Поделиться