Одна из самых интересных книг-объектов в этом зале — последняя книга, сделанная Бротарсом: «Завоевание пространства. Атлас для художников и военных». Миниатюрная, размером тридцать восемь на двадцать пять миллиметров. Внутри силуэты случайно выбранных тридцати двух стран мира, расположенных в алфавитном порядке — от Андорры до Заира (на французском). Черные абрисы все одного размера, и никак не соотносятся с реальными масштабами указанных стран. Бенджамин Бухло, авторитетный критик и историк искусства, отмечает, что уже в тысяча девятьсот семьдесят шестом году Бротарс иронизирует и критикует идею глобализма и интернационализма, которые полноценно захватят культуру и гуманитарное знание уже в девяностые. За несколько лет до расцвета утопических идей относительно глобального пространства культуры Бротарс иронично намекает на невозможность подобного проекта, на то, что нельзя игнорировать различия финансовых, инфраструктурных, коммуникационных и прочих ресурсов, которые имеются в распоряжении каждой страны. Что собственно и подтвердилось спустя полтора десятилетия, когда идея глобализации и мультикультурализма пережила серьезный кризис и в конечном итоге потерпела крах.

Форма, которую выбрал Бротарс, тоже неслучайна. По сути, это безделушка, миниатюрная «вещица», внутри которой тридцать два силуэта: оба средства — миниатюризация и силуэт выглядят для середины семидесятых неуместным анахронизмом в эпоху минималистской эстетики, концептуализма, расцвета ленд-арта в США и прочего. Но именно эта неуместность, странность гарантирует произведению свободу, невключенность в разные конъюнктуры — музейные, коллекционерские, дилерские и другие.

Поделиться