Путеводитель по выставке «Безграничный слух»
К выставке издан путеводитель на русском и английском языках с информацией о выставке «Безграничный слух».
Музеи XX века ошибочно полагают, что одни люди воспринимают и чувствуют больше, чем другие; что одни лучше могут двигаться и думать. С этой точки зрения «безбарьерный музей» — это музей, в котором людям с «инвалидностью» предоставляются дополнительные средства для достижения некоей нормы: восприятия, движения и т. д.
Но давайте представим музей, который исходит из того, что у людей могут быть разные, но при этом равноценные способы восприятия одного и того же произведения. Музей, в котором время, пространство и презентация произведения учитывают различия наших органов чувств и нейронов. Проект «Безграничный слух» стремится внести свой вклад в создание такого музея будущего, концентрируясь на различных формах глухоты как видах слуха.
Что слышал практически полностью оглохший Бетховен, когда писал Девятую симфонию? Как слышат эту симфонию люди с «нормальным» слухом, и все ли из них слышат ее одинаково? Может ли кто-то охватить произведение искусства целиком, и нужен ли нам такой охват, чтобы произведение нас тронуло?
Перформативная выставка «Безграничный слух» в Музее «Гараж» создает гармоничный диссонанс между разными формами слуха — например, тактильной, визуальной и воображаемой. Выстроенная вокруг трех групп работ, эта выставка — пространство для экспериментов. Здесь звук можно почувствовать по-новому.
Идея коллекции инструментов Тарека Атуи WITHIN («ИЗНУТРИ») родилась в результате долгосрочного погружения в культуру глухих, во время которого художник многому научился у неслышащих. Коллекция инструментов — чей функционал так же значим, как и их внешний вид, — была создана во время серии мастер-классов и арт-резиденций. В их разработке участвовали как слышащие, так и глухие специалисты по созданию акустических инструментов и динамиков, программисты и композиторы. В часы работы выставки стоящие без дела инструменты могут показаться немыми, но они постоянно издают звуки, которые можно услышать или почувствовать, подойдя ближе. На вернисаже и финисаже выставки на этих инструментах будут играть профессионалы и любители; как слышащие, так и глухие музыканты. Своей работой Атуи ставит вызов привычным представлениям о том, как глухота влияет на наше понимание и восприятие звукового перформанса, его пространства и оркестровки.
Звук играет ключевую роль и в практике Элисон О’Дэниел. Сценарии ее фильмов и формы ее скульптур пронизаны опытом сотрудничества с глухими и слабослышащими исполнителями, шумом и разными формами слушания. Звукоряд в ее произведениях формирует принципиально новую среду. И если в фильме «Похитители тубы» звук — музыканты и концерты — просто лейтмотив, то в в скульптурах «Линия взгляда», «Отоларингологическая поэма» и «Найки и „Нью-Йоркские любители воздушных змеев“ в Санта-Монике» звук покидает аудиопространство, превращаясь в визуальные подсказки. В «Похитителях тубы» рассказывается о том, как глухие и слабослышащие люди взаимодействуют со звуком. Это и повышенная чувствительность к общественным нормам, и вариации громкости, и обострение других чувств, и изобретение языков, и отставание в понимании, и дезориентация, и недоразумения и связанный с ними юмор. Художественные практики О’Дэниел включают в себя все виды взаимоотношений со звуком: слабослышащая, она выросла среди слышащих и понимает обе стороны. Ее практики доступны каждому, но всегда лишь частично — в зависимости от того, как видит и слышит посетитель.
Третья группа практик — «Руководство к (недо)пониманию» — медиация для всех посетителей выставки. Лендл Барселос, Валентина Дезидери и Мириам Лефковиц предлагают посетителям живое сочетание художественных, музыкальных, концептуальных, поэтических и даже эзотерических практик, разработанное медиаторами с разнообразным отношением к телу, звуку и глухоте. Находясь на пересечении различных сфер знания, «Руководство к (недо)пониманию» показывает, как тело посетителя участвует в прочтении произведения и помогает расширить возможности интерпретации — как внутри выставочного пространства, так и за его пределами.
В заключение своего путешествия посетители смогут получить «свидетельство третьей стороны»: серия Годы Будвитите «Безграничный слух. Портреты» представляет истории людей, чье восприятие звука, способность слышать, взаимоотношения с аудиомиром кардинально изменились.
Во время медиации посетители познакомятся с биографиями или автобиографиями таких людей, как лишившийся слуха в детстве художник, менеджер инклюзивных программ для посетителей с нарушениями слуха в Музее «Гараж», писатель с кохлеарным имплантатом и медиумы, которые верят, что слышат мертвых. Авторами «Портретов» стали художник и исследователь звука Лоуренс Абу Хамдан, писательница Луиз Стерн, специалист по изучению глухоты Мара Миллс, писательница и актриса Софи Вулли и философ Венсиан Депре.
«Безграничный слух» — это выставка, где каждую работу можно воспринимать по-разному. Все объекты и практики здесь бросают вызов стереотипам и ожиданиям, касающимся нормальности и доступности.
Кураторская группа Council
(Грегори Кастера, Сандра Терджман)