En

род. 1977, Тояма, Япония; живет и работает в Атами, Япония

Эй, папа, эй, брат. 2017
12 курток-бомберов. Размеры варьируются
Собрание KADIST

Американская куртка-бомбер с традиционной японской вышивкой — это вестиментарное детище войны в Корее (1950–1953). Единая Корея с 1910 года была оккупирована Японией; после того как союзники в 1945 году разгромили фашистское правительство Хирохито, США и СССР поделили Корею на зоны влияния — в точности так же, как Германию. Пересмотр границы, проходящей по 38-й параллели, начался со вторжения Северной Кореи в Южную Корею в 1950 году. В 1953 году конфликт перешел в холодную фазу, длящуюся по сей день.

Бомберы с драконами и горой Фудзияма высоко ценились американскими солдатами, размещенными на военных базах в Японии. После эвакуации вооруженных сил США бомберы стали «пижонским прикидом» рабочего класса, а позже и якудзы, которая ценила в вышивках на коже сходство с ирэдзуми — татуировками на все тело. Взаимопроникновение японской и американской культуры на уровне отсылок к стилю организованной преступности началось с коллекции Иссэя Миякэ «Татуировка» (1971), показанной в Нью-Йорке. Для «Татуировки» Миякэ создал принт, вплетя изображения героев «лета любви» — Дженис Джоплин и Джими Хендрикса в извилистый узор, напоминающий об ирэдзуми. Юитиро Тамура видит в сукадзян, бомберах для американских военных, многослойную идентичность послевоенной Японии. Это и след классового расслоения, идущего еще от феодальной эпохи (первые якудза вышли из среды мелких торговцев и завсегдатаев нелегальных игорных заведений), и фактурный коллаж Запада и Востока, характерный для все усиливающегося процесса глобализации.

Валентин Дьяконов

Поделиться