род. 1951 и 1945, Москва; живут и работают в Нью-Йорке

Голое платье. 1977 (печать 1994)
Документация акции. Картон, фотография. 53 × 197 × 3,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В неофициальном московском искусстве 1970-х супруги и соавторы Римма и Валерий Герловины были пионерами перформанса — медиума, который переживал тогда «золотой век». Одним из ключевых выразительных средств для многих художников перформанса — от Кароли Шнееман до Марины Абрамович — стало собственное обнаженное тело, призванное установить со зрителем интимный контакт или шокировать страдающей телесностью. В советской культуре, однако, существовало табу на изображение наготы, поэтому единственный перформанс Герловиных, в котором они были полностью обнажены, «Зоо — Homo Sapiens» (1977) мог обернуться для авторов и порядка десяти «проверенных» зрителей статьей за «изготовление или сбыт порнографических предметов». Впрочем, кругу московского концептуализма в целом была чужда телесность западного перформанса, поэтому в «Голом платье» (документации перформанса «Костюмы») художники изображают Адама и Еву на лоне природы, однако условность этой игры подчеркнута их «обнаженными костюмами» из мешковины с нарисованными контурами мужского и женского тела. В итоге остается загадкой, что стоит за таким художественным решением — желание обозначить радикальный отрыв от библейского рая через падение души в тело или подавленная сексуальность отечественного концептуализма.

Екатерина Лазарева

Поделиться