En

род. 1931, Бейрут, Ливан; живет и работает в Венисе, США

Нежность (Платье № 5). 1975
Ткань, вышивка. 137,1 × 48,2 × 30,5 см

Манекен № 5. 1985
Дерево, акрил, пенопласт. 185,4 × 48,2 × 30,5 см

Манекен № 6. 1985
Дерево, акрил, пенопласт. 185,4 × 48,2 × 30,5 см

Предоставлено автором

Ткань можно понимать как энергию почти абстрактную; из нее можно пошить и детскую пеленку, и похоронный саван. Художница Югетт Калан с 1960-х задействует «животворящий ресурс» одежды или ее отсутствия. «Эротика — это жизнь», — утверждает Калан в интервью ливанской писательнице Ханан аль-Шейх. Сама художница, дочь первого президента независимого Ливана, на протяжении всей жизни предпочитает непопулярные в стране длиннополые туники, скрывающие очертания тела, а в 1979 году даже создала специальную линию похожих на эти туники платьев под названием Nour (что по-арабски означает «луч света») совместно с французским кутюрье Пьером Карденом. Тут можно было бы вспомнить эссе Адольфа Лооса о моде начала ХХ века «Почему мужчина должен быть хорошо одет? Некоторые разоблачения модных облачений» — австрийский теоретик и практик модернистской архитектуры пишет: «Пусть чандала, нищий из касты неприкасаемых, щеголяет штанами своего особого покроя. Королевский сын желает гулять по улицам инкогнито». Однако Калан выбирает свои наряды по другим причинам: поначалу — из-за болезненной полноты в юности, а потом — в силу трепетного и нежного отношения к полюбившейся одежде. Платью, представленному на выставке, надлежит прятать человеческие формы и изгибы; тем не менее «голые костюмы» показывают больше, чем скрывают. Авторские проекции наготы, выведенные на поверхность ткани, наталкивают на мысль о том, что обнаженное тело (пусть и воображаемое) во всем его естестве способно транслировать идентичность не в меньшей степени, чем одежда.

Ярослав Воловод

Поделиться