Джимми Десана
1949, Детройт — 1990, Нью-Йорк
Вешалка. 1980
Пигментная печать. 58,4 × 38,1 см
Предоставлено Фондом Джимми Десаны и галереей Salon 94, Нью-Йорк
Градус кипения творческих сил в Нью-Йорке 1980-х сравним с Берлином 1920-х. Они похожи и тем, что смелые эксперименты проводились на фоне надвигающейся катастрофы — нацизма в Германии, эпидемии СПИДа в США. Президент Рональд Рейган подарил Америке в лице ее богатейших граждан низкие налоги и поддерживал ультраконсервативный подход к общественным нормам. Под влиянием такой политики американские мегаполисы все отчетливее делились на зоны для бедных и золотые мили для богатых. Нью-Йорк отреагировал на это активизацией меньшинств и субкультур, а также резким расширением сферы искусства — теперь она включала в себя и безграничный восторг перед обществом потребления (Джефф Кунс), и утонченный эстетизм (Роберт Мэпплторп). Фотограф Джимми Десана при жизни почти не выставлялся и выпустил только одну книгу, зато с предисловием легендарного битника Уильяма Берроуза. Десана экспериментировал и с фотографией, и с собственной сексуальностью, привнося в сугубо постановочные снимки элементы садомазохистских игр. В отличие от Мэпплторпа, Десана часто вплетал иронию и гротеск в эротические снимки. «Вешалка», пожалуй, самый чистый и лаконичный пример его подхода. Женское и мужское, по версии Десаны, осознают себя отдельными сферами через дресс-коды, которые символизирует банальная вешалка. Нагота здесь понимается как райская ветхозаветная невинность, а вешалка — почти что древо познания. Этот образ идеально суммирует эпоху постоянных переодеваний и трансгрессии Нью-Йорка 1980-х, пусть и в узких рамках богемного карнавала идентичностей.