род. 1975, Ла-Пас, Боливия; живет и работает в Ла-Пасе

История успеха от Гарварда до Варисаты. 2018
Фотография, документация перформанса, видео. Размеры варьируются
Предоставлено автором

Боливийская художница Нарда Альварадо работает с поэзией униформы и повседневной одежды. Проект, созданный специально для выставки, вдохновлен повсеместно распространенной у коренного населения Боливии привычкой одеваться в секонд-хенд из США. Как и на любом рынке вторичной одежды, широко распространены свитера с логотипами американских университетов. Альварадо сталкивает повседневность секонд-хенда с историей коренного населения Боливии. Для создания перформанса и видео художница пригласила в соавторы студентов университета Варисата, на фасаде которого и сделана фотография на подиуме. Варисата — первое высшее учебное заведение, созданное белыми учителями в тесном сотрудничестве с местным племенем аймара (культурой, предшествующей инкам). Для 1930-х это был радикальный социальный эксперимент: коренные народы воспринимались как слуги и домашние работники, образования им никто не предлагал. В университет Варисата могли (и могут) поступить только аймара, а все решения принимаются советом старейшин. Практика Варисаты повлияла на теорию «педагогики угнетенных» бразильца Паолу Фрейре (1960-е). Взаимодействие униформы американского студента и контекста образования для аймара превращается у Альварадо не только в парадокс глобальной циркуляции одежды, но и утверждение права на альтернативу большой западной науке.

Валентин Дьяконов

Поделиться