En

1927, Рио-де-Жанейро — 2004, Рио-де-Жанейро

Разделитель. 1968
Видеодокументация перформанса 29 сентября 2018 года в Москве
Предоставлено Projeto Lygia Pape и галереей Hauser & Wirth

В отличие от конструктивистов и наследующих им латиноамериканских представителей конкретного искусства, участники движения неоконкретизма стремились вернуть в геометрическую абстракцию субъективность, эмоциональность и чувственность. Отсюда — попытки представить сложные человеческие реалии простыми цветами и формами. Важный художник послевоенного бразильского авангарда, Лигия Папе увидела свою страну в моменты больших исторических контрастов: устремленность в будущее, символом которого стала новая столица, нимейеровская Бразилиа, разбилась о военный переворот, следствием которого стала диктатура, растянувшаяся на два десятилетия (1964–1985). В 1967 году, накануне упразднения и без того авторитарной конституции, Папе пригласила детей из фавел пройтись шествием по улицам Рио-де-Жанейро. Художница накрыла детей огромным белым полотном, прорези в котором разделяли толпу на отдельные лица. Присоединиться к этому карнавалу бесправных могли все желающие. «Разделитель», пускай и ненадолго, предлагал участникам выйти из строго регулируемого хунтой публичного пространства в зону творческой автономии. Эту посвященную человеческим свободам «социальную скульптуру» из белого полотнища можно справедливо считать частью общемирового движения против угнетения и неравенства.

Ярослав Воловод

Поделиться