1923, Ньюбург, США — 2015, Спенсертаун, США

Эскизы и графика. 1960-е
Публикация в журнале Artforum, октябрь 1996
Частное собрание

Историк моды Нэнси Трой в книге «Культура кутюр» отмечает, что революционная для искусства идея реди-мейда возникла у Марселя Дюшана в Америке. Дюшан, автор знаменитого «Фонтана», вдохновлялся новым для капитализма явлением — магазинами готовой одежды (ready-made clothes) — и перенес в искусство практику демонстрации и продажи фабричных объектов. Трой подчеркивает, что это не столько философское прозрение на уровне Канта и Гегеля, сколько реалистичная зарисовка массовой культуры быта. В свете этой интерпретации искусство Дюшана недалеко ушло от натюрмортов Жан-Батиста Шардена или Кузьмы Петрова-Водкина. Пионер послевоенной геометрической абстракции Эллсворт Келли также обнаружил первичный импульс в повседневности. На примере архивных документов можно увидеть, как Келли прочерчивает обобщенные очертания юбок, рубашек и брюк простых прохожих в поисках законченной выразительной формы. «Все, что я видел, становилось чем-то, что можно воспроизвести, ничего не добавляя, — писал Келли в дневнике в 1969-м. — Я обрел свободу: не надо было ничего компоновать. Сюжет уже существовал в готовом виде [already-made]». В его живописи, таким образом, считываются выкройки, а через них — связь с одеждой как таковой, независимой от рекламных ухищрений и подиумов.

Валентин Дьяконов

Поделиться